06.12.2017 20:01
Экономика

Лишь треть госзакупок оказалась полностью прозрачна

Лишь треть госзакупок полностью прозрачна
Текст:  Елена Березина
Российская газета - Федеральный выпуск: №277 (7443)
Москва сохранила лидерство в Национальном рейтинге прозрачности закупок. Столица возглавляет этот рейтинг с 2012 года. На втором месте - Татарстан, на третьем - Тамбовская область.
Читать на сайте RG.RU

Замыкают пятерку лидеров Башкирия и Смоленская область. В топ-10 по прозрачности также вошли Самарская, Архангельская и Липецкая области, Якутия и Севастополь. Там тендеры в основном проводятся честно и открыто - несколько поставщиков, известны все условия аукциона и так далее. В аутсайдерах Чукотка, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Костромская, Белгородская и Волгоградская области. Рейтинг охватывает второе полугодие 2016 года и первую половину 2017-го, проанализировано около 3 миллионов закупок.

Москва сохранила лидерство среди регионов по прозрачности госзакупок

По объему региональные закупки составили 63 процента этого огромного рынка госзаказа. Только за шесть месяцев этого года объем заключенных контрактов (по закону N 44-ФЗ) составил 2,27 триллиона рублей. По данным минфина, бюджет на конкуренции поставщиков сэкономил около 160 миллиардов рублей, но это почти на треть меньше того же периода прошлого года.

В целом региональные закупки оставляют желать лучшего. Высокой прозрачностью обладают лишь 34 процента из них, в то время как в отрицательную область попали 30, а в нейтральную - 36 процентов. Эти показатели улучшаются из года в год, но медленно, и не все зависит от заказчиков, поскольку законодательная среда часто меняется, отмечает Виктор Симоненко, председатель оргкомитета рейтинга прозрачности.

"Для заказчиков ежегодно ставятся все новые и новые задачи, и то, что было лучшей практикой вчера, со временем требует корректировок. Таким образом, однозначно говорить о четком движении тренда прозрачности не приходится. Можно говорить о постоянно изменяющемся рынке государственных закупок", - считает Симоненко.

Почти такие же результаты демонстрирует сегмент муниципальных закупщиков (почти 8 процентов объема закупок). Здесь доля участников в положительном диапазоне составляет 34 процента (плюс 4 процента за год), в отрицательном - 32.

Лидируют Владивосток, Сургут, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Нальчик, Пермь, Краснодар, Ставрополь, Южно-Сахалинск и Курск. Худшие результаты показали Махачкала, Элиста, Назрань, Горно-Алтайск, Анадырь, Черкесск, Оренбург, Великий Новгород, Саранск и Калининград. Здесь закупки наиболее закрыты.

Петросян: Cтоимость лекарств по итогам закупки может снизиться на 50%

Федеральный сегмент (почти 28 процентов рынка) показал наилучший результат. В нем доля участников с высоким уровнем прозрачности стремится к 40 процентам, а на долю низкой прозрачности приходится лишь 10 процентов. По мнению гендиректора Единой электронной торговой площадки Антона Емельянова, прозрачность закупок госзаказчиков за последние годы выросла, а в сравнении с тем, что было в этой сфере 10 и более лет назад, улучшилась кардинально. Добиться этого удалось благодаря торгам на открытых электронных площадках, они дают возможность анализировать и определять эффективность закупок. Законом N 44-ФЗ все госзаказчики приведены к единому порядку проведения тендеров без учета "местной" специфики, а требования к подаваемым документам теперь однообразны. "Это значительно уменьшило случаи отказов в участии в конкурсах по формальным причинам, например, из-за неправильно оформленных документов", - говорит директор стратегических проектов CAF Group Валентин Островский.

Кроме того, изменилась роль закупок у единственного поставщика. Ранее их доля уверенно росла, а согласно текущим оценкам - уменьшилась более чем в два раза, отметил Симоненко. Однако проблемы в проведении честных и открытых тендеров остались.

"Появились жалобы на так называемую задержку в отображении поданных заявок, несоблюдение онлайн-режима торгов. Бывает так, что какая-то компания подает заявку в самый последний момент и выигрывает конкурс, но при этом ее заявка не отображается на портале электронных торгов и конкуренты узнают об этом уже после оглашения результатов тендера", - подчеркивает Александр Хуруджи, правозащитник, общественный уполномоченный по правам предпринимателей.

Другой проблемой являются участившиеся проверки компаний, выигравших тендеры, со стороны правоохранителей и надзорных органов. "Это несет риски срыва сроков и коррупционной составляющей, - продолжает Хуруджи. - Не решена проблема достойного представления в конкурсах малых предприятий, которые не в состоянии обеспечить необходимые финансовые показатели для участия в тендерах". Кроме того, так и приняты поправки о полном переводе всех закупок в электронный вид.

Макроэкономика