Так, во время инженерных изысканий на городском пруду, связанных со скандальным проектом так называемого Храма-на-воде, открыли подземный источник с дебетом не менее 2000 кубометров в сутки. По словам директора компании "Уралгеоэкология" Анатолия Скалина, если в лесопарковой зоне организовать инфильтрационный водозабор, новый источник можно будет задействовать в питьевом водоснабжении.
В качестве другого резерва предлагают привлечь Оброшинское месторождение питьевых подземных вод. Его запасы - 30 тысяч кубометров в сутки. Еще в 1995 году для их разработки была создана организация на принципах муниципально-частного партнерства, но впоследствии передел собственности привел к тому, что источник оказался заброшенным.
Еще один вариант - перекачка воды с территории близ Первоуральска, Билимбая и Ревды. Тамошние питьевые резервы оцениваются в 200 тысяч кубов в сутки, половина запасов подтверждена, серьезной очистки не требует. Но придется тянуть 72-километровые водоводы, у муниципалитета денег на это нет, а регион кивает на то, что водные ресурсы находятся в федеральной собственности.
Тему нехватки чистой воды в Екатеринбурге подняла в очередной раз областная Общественная палата. На сегодня это единственный миллионник в стране, который не имеет резервного питьевого водохранилища, а перед чемпионатом мира по футболу-2018 этот вопрос может встать очень остро.
- С учетом возможной террористической угрозы Екатеринбург постоянно находится под ударом. Да и по мировым нормам город-миллионник должен иметь альтернативные подземные источники. За их счет можно обеспечить 20-30 процентов потребления. При этом в Екатеринбурге имеются подземные месторождения общим объемом до 100 тысяч кубометров в сутки, но они разбросаны по территории, - рассуждает профессор Уральского горного университета Сергей Тагильцев.
К качеству водопроводной воды в столице Урала тоже есть претензии. Замруководителя свердловского управления Роспотребнадзора Дмитрий Козловский привел нерадостную статистику: по микробиологическим показателям не отвечает нормативам 1,7 процента проб, по санитарно-химическим - 15,4. Самые неблагополучные в этом плане Орджоникидзевский, Верх-Исетский и Чкаловский районы. Более того, в последнее время санитарные врачи все чаще фиксируют факты вирусологического загрязнения, попросту - наличие ротовируса в питьевой воде. В 2017 году он выявлен в 5,4 процента проб, тогда как в среднем по области этот показатель равен 3,1 процента.
- Причина первая - неудовлетворительное состояние источников водоснабжения, плохое качество исходной воды, отсутствие зон санитарной охраны и должного контроля со стороны местного самоуправления за исполнением требований во втором и третьем поясах охраны. Вторая причина - неэффективность водоподготовки, применяемые методы не позволяют удалять растворимые формы марганца, железа, устранять неприятные органолептические свойства, особенно в период цветения. Третья - состояние магистральных, внутриквартальных и внутридомовых сетей, способствующее вторичному загрязнению воды. Не всегда после устранения аварии выполняются регламенты возобновления водоснабжения, промывка труб, - отметил Козловский.
Впрочем, эти претензии в горводоканале не принимают. Как заявил технический директор МУП Вадим Кузнецов, в магистральных сетях циркуляция достаточная, все проблемы возникают на "последней миле": трубы в домах старые, вода в них застаивается, начинаются окислительные процессы.
- Что касается антитеррористических мероприятий, то совместные проверки с ФСБ показывают, что при наличии такой системы фильтрации, как у нас, отравить воду невозможно, - подчеркнул Кузнецов.
Ольга Байдурина, сотрудник министерства природных ресурсов Свердловской области:
- Изыскания подземных водных ресурсов на случай чрезвычайной ситуации в столице Урала проводятся с 2002 года. На сегодня разведано 17 месторождений на окраинах города с возможностью организации санитарно-защитных зон и запасами 22 тысячи кубометров в сутки при фактическом потреблении 350 тысяч. Конечно, это капля в море, но позволит обеспечить половину потребности города в случае ЧС, которая составляет 44 тысячи кубометров.
Николай Смирнов, министр энергетики и ЖКХ Свердловской области:
- Подземный резерв проблему питьевого водоснабжения Екатеринбурга в целом не решит. Мы уже рассматривали источники в Первоуральске, Невьянске, Североуральске - по каждому есть обоснования, почему их применение нерационально. Кроме того, встает вопрос, кто будет содержать построенные объекты? В соответствии с законодательством расходы придется заложить в тариф. Нам надо обеспечить население качественной водой, но при этом не допустить роста тарифа в 2-3 раза. За семь лет водоканал добился экономии в 20 процентов за счет сокращения потерь в сетях, а жители как потребляли огромное количество воды, так и потребляют. Если мы не начнем заниматься ресурсосбережением, так и будем качать воду из Челябинской области.
Тем временем
В областном бюджете на 2018 год одобрено выделение средств на экологическую реабилитацию Черноисточинского и Верхне-Выйского водохранилищ. В частности, 25 миллионов рублей потратят на капремонт гидротехнического сооружения в поселке Черноисточинск. Еще пять миллионов планируется направить на проведение инженерно-технических изысканий и проектирование. Кроме того, согласовано выделение девяти миллионов рублей на поиски резервных подземных источников взамен поверхностных вод Черноисточинского пруда. Напомним, он снабжает питьевой водой Нижний Тагил, второй по численности населения город региона. В августе 2016 года местные жители пожаловались на мор рыбы, а затем на несоответствующее качество воды из крана, после проверки прокуратура возбудила уголовное дело. Специально созданная межведомственная комиссия разработала комплексный план мероприятий по реабилитации водохранилищ.