Об истории создания монографии и ее роли в исследовании "Большого террора" в СССР шел разговор с читателями. Его вели режиссер и сценарист Павел Лунгин, директор Государственного музея истории ГУЛАГа Роман Романов и главный редактор издательства "Новое литературное обозрение" Ирина Прохорова.
Отвечая на вопросы читателей, они говорили о том, что Хелльбек относится к направлению исследователей, которое стремится покончить с восприятием СССР как "империи зла", а его граждан - как тупиковой ветви исторического развития.
Книга "Революция от первого лица" построена по принципу исследования дневников советских людей. Опираясь на редкие и неизвестные широкой аудитории материалы, Йохен Хелльбек рассматривает как герои его монографии - крестьяне, городская и сельская интеллигенция, рабочий класс, инженеры и писатели - используют дневник как способ самонаблюдения и самовоспитания, чтобы понять время и найти свое место в нем.
В каждом из четырех дневников, подробно исследуемых Хелльбеком, есть фрагменты, которые ставят в тупик. Например, стремление людей искренне оправдать многочисленные репрессии у них на работе, в городе или в их доме. Автор особенно делает акцент на преданности Сталину авторов дневников и на их страхе и растерянности перед террором.
Один из выводов историка - "возникающая на страницах документов реальность рубежа 1920-х - 1930-х годов оказывается во сто крат страшнее и противоречивее любых мифологических представлений о сталинизме".
Например, в главе "Лаборатория сознания" цитируются записи Юлии Пятницкой, жены большевика. Сначала она говорит о своих сомнениях, является ли ее муж и отец ее детей "настоящим советским человеком", не стал ли он "врагом народа" и "вредителем". После ареста и расстрела мужа, Пятницкая отмечает, что она сама - "неисправимая контрреволюционерка". И идет в НКВД, где заявляет государственному обвинителю о своем настроении и мыслях. Ее арестовали и отправили в лагерь. Там она отвергла домогательства начальника лагеря. Он ее сослал на непосильные работы на строительстве плотины.
Так - через дневники - историк Йохен Хелльбек позволяет читателю увидеть стремление советского человека наделить свою жизнь смыслом, соответствующим императивам сталинизма. И, таким образом, приближается к разгадке природы репрессий.
Монография вышла на русском языке и доступна широкому кругу читателей.