07.12.2017 11:40
Экономика

Власти Сахалина запретили мигрантам работать на стройках

В Сахалинской области сокращают сферы приложения труда мигрантов
Текст:  Елена Баева
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №277 (7443)
С нового года стоимость патента на работу для иностранцев, приезжающих в Сахалинскую область, вырастет на 15 процентов и составит 4480 рублей. Как надеются областные депутаты, это отрегулирует приток трудовых мигрантов и обеспечит приоритетное трудоустройство российских граждан. Какие еще меры принимают в островном регионе для сдерживания наплыва работников из-за рубежа, выяснял корреспондент "РГ".
Читать на сайте RG.RU

Доступ закрыт

Все лето в областном центре шел масштабный ремонт: меняли коммуникации, асфальтировали дороги, укладывали тротуарную плитку. Кто трудился на этих объектах? Гастарбайтеры из ближнего зарубежья.

В то же время в области запрещают принимать на определенную работу по патентам иностранных граждан. Ограничения начали вводить в 2016-м, тогда под табу попали хлебопечение и торговля, в этом году добавился труд на строительных площадках, а в следующем - иностранцев выгонят с автостоянок. Как пояснили "РГ" в пресс-службе губернатора, запрет устанавливается на год. Его продление будет зависеть от ситуации на рынке труда.

Справедливости ради надо сказать, что ограничения действуют и в других регионах. В Якутии, например, под запрет попали рыболовство, сельское хозяйство и общественный транспорт.

Новосибирские власти запретили мигрантам варить пиво

Свыше половины иностранцев устраивается в Сахалинской области грузчиками, дворниками, подсобными рабочими, уборщиками, остальные претендуют на места продавцов, водителей, охранников, плотников, штукатуров. В областном агентстве по труду отмечают: "Количество российских граждан, обратившихся в службу занятости с заявками на эти профессии, значительно превышает потребность работодателей".

Последние, действительно, кадрового голода пока не ощущают, но единогласно отмечают, что мигранты ответственны, трудолюбивы и не чураются самой трудной работы.

- У меня на стройке каждый пятый сотрудник - иностранец, в основном граждане Киргизии, - говорит владелец фирмы из Долинского района Михаил Власов. - Все трудоустроены официально, живут прямо в вагончиках на площадке. Они приезжают для того, чтобы заработать, поэтому вкалывают от души. Я ими очень доволен. А у наших - то семья, то праздники, то заболел… Нет, без мигрантов на стройке не получится.

Поймать и выдворить?

Так есть или нет в регионе "лишние" мигранты?

- На Сахалине и Курилах в конце 1980-х насчитывалось 713 тысяч человек, это максимальный показатель за всю историю. Сегодня - около 480 тысяч, - говорит эксперт по работе с трудовыми мигрантами Андрей Якимов. - Если бы у нас в каждой семье было по три ребенка, тогда мы могли бы позволить себе задаваться вопросом: нужны ли рабочие руки из-за рубежа? Пока же демографическая ситуация сложная для всей страны, а для Дальнего Востока особенно. В России - 1,7 ребенка на женщину детородного возраста, в Сахалинской области этот показатель еще ниже - 1,3.

Ограничения начали вводить в 2016-м, под табу попали хлебопечение и торговля, в этом году добавился труд на стройках, а в следующем - иностранцев выгонят с автостоянок

По словам Якимова, у регионов есть действенные инструменты, чтобы регулировать потоки мигрантов экономическими методами, а не на уровне "поймал и выдворил". Один из них - как раз стоимость патента. Но и здесь все неоднозначно.

- Например, в Москве в патенте даже профессию не указывают, тем самым расширяя возможности его владельца для трудоустройства, - говорит Андрей Якимов. - Теперь столица рапортует о том, что налоговых поступлений от мигрантов городской бюджет получил больше, чем от нефтегазовых компаний. Увеличить отчисления в экономику или заниматься протекционизмом - это выбор субъекта.

Утолить информационный голод

По данным областного УВД, в этом году работодатели Сахалина и Курил представили три тысячи уведомлений о привлечении на работу мигрантов. Но есть среди последних и нелегалы. Как ими становятся?

- К примеру, граждане Узбекистана имеют право приехать в нашу страну без визы, но для трудоустройства им требуется больше разрешительных документов, - объясняет представитель Сахалинской общественной палаты Майя Кириллова. - Сюда входит и медосмотр, и проверка знания языка, а это все деньги, порядка 20-30 тысяч рублей. Если этих средств для законного оформления нет или не хватает, прибывший переходит на нелегальное положение. С начала этого года из области уже депортировано около 200 человек. Чтобы на выдворение нелегалов не расходовать бюджетные средства, было бы полезно перед их приездом требовать подтверждение платежеспособности, как при выдаче Шенгенской визы.

Мигранты смогут работать водителями без сдачи экзаменов в ГИБДД

Другой вариант - централизованный набор, как это делается в Санкт-Петербурге. В странах, откуда приезжает больше всего трудовых мигрантов, питерцы открывают консультационные центры, где рассказывают, на какие предприятия требуются сотрудники.

На Сахалине до 90 процентов приезжих - представители Узбекистана и Киргизии. Большинство из них стремится в Южно-Сахалинск или на север острова, где ведется нефтедобыча.

- Нелегальный поток в большой степени формирует информационный голод, - соглашается Кириллова. - Мы консультируем людей, в том числе и через диаспоры, но к нам обращаются уже тогда, когда проблема назрела. А надо работать на опережение.

Кстати, сейчас Общественная палата планирует размещать листовки с необходимыми для трудовых мигрантов сведениями и полезными адресами в портах - морских и авиационных.

Справка "РГ"

Патент при устройстве на работу в России должны оформлять граждане Украины, Таджикистана, Молдовы, Узбекистана и Азербайджана. Для жителей Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии и государств, входящих в Евразийский экономический союз, патент не требуется.

Занятость Сахалинская область Дальний Восток