Развитие онлайн-каналов - уже несколько лет главный образовательный тренд во всем мире. Благодаря агрегаторам - например, глобальным, как Coursera или edX - сегодня практически у любого человека в мире есть доступ к онлайн-курсам лучших мировых университетов по самым разным предметам. Достаточно только доступа в интернет. Собственные платформы онлайн-обучения развивают и сами университеты.
Россия движется в этом направлении вместе со всем миром. В 2015 году заработала Национальная платформа онлайн-образования (НПОО), в создании которой участвовали восемь ведущих вузов страны - МГУ, СПбГУ, СПбПУ, НИУ ВШЭ, НИТУ "МИСиС", МФТИ, УрФУ и ИТМО. "Цель Национальной платформы онлайн-образования - сделать из онлайн-курсов полноценный аналог образовательных программ вузов, который позволит получить знания того же качества и уровня, что и при классической форме обучения. Это подразумевает очень высокие требования к разрабатываемым программам и их эффективности", - отметила ректор НИТУ "МИСиС" Алевтина Черникова.
За два года работы национальной платформы в университете было разработано 20 онлайн-курсов по приоритетным направлениям, в частности, по материаловедению, металлургии, горному делу, метрологии. Также вуз предлагает онлайн-курсы по тайм-менеджменту, один из самых популярных на НПОО, управлению проектами и интеллектуальной собственностью.
Более двадцати курсов предлагает и Университет ИТМО - также и по приоритетным для вуза предметам, и по основам менеджмента и права. "Перспективные модели повышения доступности и качества образования на базе развития электронного обучения во всем мире приводят к созданию новых организационных форм взаимодействия университетов между собой, с бизнесом и потребителями образовательных услуг. Резкий рост интереса к массовым открытым онлайн-курсам привел к началу этапа формирования международных образовательных сетей и площадок открытого образования, развитию высокотехнологичных обучающих платформ", - отметил ректор Университета ИТМО Владимир Васильев.
Одна из задач приоритетного проекта - создание информационного ресурса, доступного всем категориям граждан и обеспечивающего для каждого пользователя по принципу "одного окна" доступ к онлайн-курсам для всех уровней образования.
Вузы развивают и собственные площадки онлайн-образования. В дистанционных программах Томского государственного университета, например, делают ставку на социо-гуманитарные и естественно-научные курсы на русском и английском языках, рассказала директор Института дистанционного образования ТГУ Галина Можаева. По ее словам, за полтора года массовые открытые онлайн-курсы прошли более 120 тысяч слушателей из 178 стран мира.
Еще одно направление приоритетного проекта "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации" - создание региональных центров компетенций в области онлайн-образования (РЦКОО). На базе этих Центров преподаватели региональных вузов, ссузов и школ получают дополнительное профессиональное образование по применению онлайн-технологий, интеграции их в образовательный процесс, созданию и экспертизы онлайн-курсов и симуляторов. РЦКОО всего десять, в частности, в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого, Сибирском федеральном университете, Томском государственном университете, Южном федеральном университете и др.
1 декабря восемь обучающих курсов повышения квалификации для преподавателей и специалистов в сфере онлайн-обучения запустил Уральский федеральный университет (УрФУ). Курсы направлены на повышение квалификации широко круга профессионалов: от разработчиков онлайн-курсов и технических специалистов до профессорско-преподавательского состава и руководителей образовательных учреждений. "Уральский федеральный университет давно и успешно разрабатывает и использует обучающие онлайн-курсы. Мы рады, что наша команда участвует в проекте "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации". Это позволит передать другим наш богатый опыт и рассказать о кейсах использования онлайн-курсов в образовательных программах", - отметила специалист проектной команды УрФУ Александра Кузьмина.
Важная часть приоритетного проекта - продвижение технологий онлайн-обучения, и с этой целью уже четвертый год подряд проводится крупнейшая в Европе международная конференция по новым образовательным технологиям #EdCrunch, один из организаторов которой - НИТУ "МИСиС". Цель форума - продвижение новых проектов и образовательных технологий для воспитателей детских садов, школьных учителей, преподавателей колледжей, вузов и центров послевузовского образования. Информации в мире становится все больше, и это влияет на подходы к образованию. Эксперты видят будущее в смешанных форматах онлайн- и офлайн обучения. То есть традиционные очные уроки и лекции дополняются мультимедийными и интерактивными технологиями.
"Современная экономика требует новых подходов к образованию, для этого Минобрнауки и запустил проект "Современная цифровая образовательная среда", - отметила замминистра образования Людмила Огородова, приветствуя участников конференции #EdCrunch в этом году. При этом она подчеркнула, что онлайн-обучение ни в коем случае не вытеснит традиционное - разные формы будут дополнять друг друга.
На сегодня в рамках приоритетного проекта создана базовая система оценки качества онлайн-курсов, разработаны критерии и механизмы интеграции создаваемого ресурса с онлайн-платформами. Проходит тестирование ресурс "одного окна" - реестр онлайн-курсов и цифровое портфолио обучающихся. Дополнительные опции, как ожидается, станут доступны в феврале-марте 2018 года. Также до конца 2017 года будет создан механизм построения рейтингов онлайн-курсов - сейчас идет подключение онлайн-платформ. Соисполнителем по созданию ресурса выступил Национальный центр электронного образования, специализированное дочернее предприятие Национального центра информатизации, входящего в Госкорпорацию Ростех.
Приоритетный проект предполагает принятие нормативных актов, которые позволят осваивать онлайн-курсы как часть основных или дополнительных образовательных программ. Будут созданы механизмы для передачи достоверной информации о результатах обучения между организациями в электронном формате и формирования цифрового портфолио каждого обучающегося на протяжении всей его жизни.