Ирина Львовна, объем бюджета в 2018 году остался таким же, как и в текущем?
Ирина Павловская: Нет, он другой. Доходная часть проекта бюджета на 2018 год составляет 6,9 млрд рублей, расходная часть - 4,8 млрд. И профицит - 2 млрд. Доходная часть бюджета возросла за счет остатков бюджетов прошлых лет. А долевые взносы России и Беларуси в союзный бюджет не меняются с 2009 года.
За эти остатки бюджетов прошлых лет бюджетный процесс Союзного государства часто критикуют...
Ирина Павловская: Да, это наша беда. И не единственная. Дело в том, что хотя формально Постоянный Комитет и выполняет функции финансового органа, по сути управляют бюджетным процессом, не неся никакой ответственности, финансовые ведомства России и Беларуси. Без их одобрения, без проведения процедуры согласования мы не можем включить в проект бюджета ни одной расходной статьи.
Последние годы у нас в бюджете произошел некоторый дисбаланс между объемами финансирования программ и мероприятий Союзного государства. Объем на финансирование мероприятий возрастал из года в год, а на финансирование программ - сокращался. Соответственно, уменьшалось количество программ, которые мы финансировали из бюджета и которые имеют приоритетное направление в расходных обязательствах. Это тоже отрицательный показатель.
Для решения всех этих проблем одновременно с бюджетом на 2018 год формировались и основные приоритеты бюджетно-финансовой политики. И они отличаются от тех подходов, которыми мы пользовались в предыдущие годы. Теперь первоочередной задачей становится реализация прежде всего уже принятых и утвержденных союзных программ и разработка и утверждение новых. В бюджете 2018 года мы планируем финансировать 12 программ.
Появятся ли какие-то принципиально новые расходные статьи в бюджете-2018 ?
Ирина Павловская: Впервые за двадцатилетнюю историю Союзного государства появится утвержденный проект, рассчитанный на три года, - реконструкция Брестской крепости.
Как сейчас влияет курсовая разница на ситуацию с бюджетом?
Ирина Павловская: В 2017 году наконец-то было принято Временное положение о казначейском исполнении бюджета, в рамках которого удалось урегулировать вопрос о минимизации курсовой разницы между российским и белорусским рублем. Сегодня курсовая разница - менее 2% от общего объема расходной части бюджета: практически минимальное влияние. Совсем ее обнулить невозможно: пока у нас не будет введено единой валюты, все равно будут небольшие отклонения.
Полный текст интервью читайте на сайте Постоянного Комитета Союзного государства