Но вне стен офиса 28-летний Лю ведет жизнь, о которой знают немногие из его коллег. Он серьезно увлекается китайскими боевыми искусствами и специализируется на стиле "пушечные удары Трех императоров". "Этот стиль стал неотъемлемой частью моей жизни, - говорит Лю. - Сегодня все меньше и меньше молодых людей любят то, чем занимаются. Они редко ценят что-то, потому что считают, что им ничего по-настоящему не принадлежит".
Лю начал заниматься традиционными боевыми искусствами c 5 лет, а сейчас оттачивает свое мастерство минимум два раза в неделю по будням. А по выходным молодой человек встречается со своим 53-летним учителем Ван Ци в храме Неба, чтобы изучить новые приемы. Название стиля, в котором они упражняются, отсылает к трем легендарным императорам Китая - Фуси, Шэньнуну и Хуанди. Лю практикует стиль "пушечных ударов", для которого важны скорость, точность и сила удара, уже больше 20 лет, но говорит, что многому еще предстоит научиться.
Некоторые из его товарищей по занятиям кунфу бросили их из-за обязательств, связанных с работой или семьей, но не Лю. В свободное время он собирает и систематизирует письменные документы и видеоматериалы о традиционных китайских боевых искусствах. Многие считают, что он станет преемником учителя Вана.
Лю знает, что некоторые стили кунфу, особенно не слишком известные, находятся под угрозой исчезновения из-за стремительного экономического развития Китая и изменений в обществе, которые произошли в последние десятилетия. Он считает себя одним из тех, кто, не являясь профессиональными спортсменами, пытаются посвятить боевому искусству как можно больше времени, чтобы сохранить это нематериальное культурное наследие для потомков.
В апреле появилась видеозапись поединка, в котором боец смешанных единоборств Сюй Сяодун отправил в нокдаун самопровозглашенного мастера тайцзицюань Вэй Лэя. Она быстро стала вирусной и вызвала в стране дискуссии о роли традиционных боевых искусств. В Ассоциации китайских боевых искусств на это отреагировали, заявив, что подобные "поединки по договоренности" нарушают закон, противоречат этике и ценностям боевых искусств. Лю говорит: "Традиционные китайские боевые искусства - это не только навыки боя. В современном обществе гораздо важнее передать людям ценности, которые они несут, чем использовать боевые навыки в схватке".
Ценность боевых искусств заключается в их философии, дисциплине и подходу к здоровью, говорит теле- и кинопродюсер из Пекина Чжан Цзэхао. В отличие от многих молодых людей, которые предпочитают в качестве развлечения компьютерные игры, Чжан, учась в начальной и средней школе, проводил большую часть каникул, занимаясь кунфу. "В сельской местности северных провинций Китая, где я вырос, мальчики моего возраста развлекались в основном кунфу", - рассказал 38-летний Чжан. Позже он сосредоточился на танланцюань - "стиле богомола", основанном на подражании движениям этого насекомого.
"Традиционные китайские боевые искусства - неотъемлемая часть нашей культуры", - говорит Чжан. По его словам, китайцы предпочитают героям западных боевиков, спасающих мир при помощи науки или сверхъестественных способностей, персонажей с собственным неповторимым стилем кунфу и высокими идеалами, благодаря которым они и побеждают зло. Чжан говорит, что пытается придерживаться духовных ценностей традиционных китайских боевых искусств и в повседневной жизни: быть смиренным и уважать других. "Кунфу - это сочетание времени и мыслей, которое ты используешь, чтобы дойти до пределов своих возможностей", - пояснил он. - Может быть, ты и не победишь всех своих соперников и не станешь несокрушимым, но годы постоянных тренировок сделают тебя лучше".
По сравнению с такими дисциплинами, как смешанные боевые искусства (ММА. - Ред.), в которых к тренировкам подходят с точки зрения науки, и есть особая, четкая система, в традиционных боевых искусствах выработался более сложный и, по мнению некоторых экспертов, более комплексный подход. "Внутри традиционных боевых искусств существует очень много направлений, - рассказал 36-летний Лю Чжунъи - потомок мастеров, практиковавших стиль "семизвездный богомол", известный традиционный северный стиль кунфу. - Но если хочешь от боевых искусств результата, нужно сузить круг".
Лю Чжунъи - финансовый директор в государственной компании в провинции Шаньдун. Каждое утро он около полутора часов занимается традиционными боевыми искусствами.
"Это уже стало давней привычкой. Я всем сердцем люблю кунфу", - признается он.
Лю говорит, что после 20 лет занятий стал осознавать, что ему чего-то не хватает. Тогда учитель кунфу видоизменил приемы, которым обучал Лю. "Некоторые приемы "семизвездного богомола" я использую только на тренировках со своими товарищами. К остальным традиционным боевым искусствам они неприменимы", - сказал финансист. По его словам, он решил найти более универсальные приемы кунфу, которые можно было бы использовать в других традиционных боевых искусствах и даже в ММА. Он надеется отыскать оригинальные и наиболее эффективные приемы стиля богомола. "Я хочу выстроить четкую систему, с помощью которой было бы легко и преподавать, и постигать кунфу", - отметил Лю.
Многие любители кунфу обеспокоены тем, что современный стиль жизни и технологии препятствуют возрождению традиционных единоборств, ведь все больше людей ищут информацию о боевых искусствах в Интернете, а не познавая их на практике. "Мы живем в эпоху, когда знания ценятся намного больше, чем навыки, - говорит поклонник кунфу с Тайваня, 36-летний Дэниэл Хуан. - Люди много знают о традиционных китайских искусствах, но это не значит, что они могут ими овладеть. Между знанием и владением - большая разница".
Хуан вырос в Канаде, а традиционными китайскими боевыми искусствами увлекся в старшей школе. Когда ему исполнилось 20 с небольшим, он начал заниматься ими под руководством тайваньского мастера и преподавателя, специализирующегося на традиционном северном кунфу, Адама Хсу. Хуан говорит, что годы практики сделали кунфу мастера особенно красивым. "Если сравнить его кунфу с китайской каллиграфией, можно сказать, что его движения больше искусны, чем экспрессивны", - отметил Хуан.
В 2011 году Хуан открыл в континентальном Китае три хостела, с помощью которых продвигает традиционные китайские боевые искусства. Он регулярно ездит на Тайвань, чтобы продолжать заниматься под руководством мастера Хсу. "Мы хотим найти истоки традиционных китайских боевых искусств и сохранить их. Можно сказать, мы ищем их "стволовые клетки", чтобы со временем они могли продолжать развитие", - пояснил он.