Леонид Викторович, будет ли дальше ваша Ассоциация продвигать свое предложение о том, что необходима хотя бы частичная "разморозка"? Например, 1% от страховых взносов, как это вы предложили сразу же после того, как стали саморегулируемой организацией (СРО)?
Леонид Гильченко: Бюджет экономит, а застрахованные граждане - будущие пенсионеры действительно теряют уже более полтриллиона рублей в год. Новых поступлений в систему нет, что, как вы понимаете, с одной стороны, не позволяет наращивать инвестиции фондов в экономику страны, а с другой - снижает шансы застрахованных лиц на достойную пенсию. Можно сколько угодно говорить, что будущие пенсионеры от перевода их взносов в страховую часть ничего не теряют, но очевидно, что это сомнительное утверждение. Во-первых, потому что накопления инвестируются и капитализируются с учетом полученного дохода, а взносы в страховую часть идут на выплаты сегодняшним пенсионерам. Во-вторых, расчет стоимости пенсионного балла, формула которого, кстати, до сих пор законодательно не утверждена, зависит исключительно от доходов ПФР. Если их будет недостаточно, то и размер пенсии будет снижаться, а не расти. Наша Ассоциация еще в прошлом году предложила в качестве компромиссного решения и с целью сохранения пенсионных накоплений в рамках ОПС хотя бы 1% страховых взносов направлять на накопления. Цена вопроса - порядка 60 млрд рублей. Не так чувствительно для бюджета, но при этом мы сохранили бы многоуровневую систему, что позволило бы развивать и другие формы накоплений, в том числе добровольные. Поэтому мы будем и дальше продвигать эту инициативу, как и многие другие наши предложения. Например, в этом году мы предложили, а Банк России согласился рассмотреть возможность раздельного регулирования деятельности крупных и малых фондов, так, как это делается в банковской сфере, организовали совместную с ВЭБ работу по внедрению современной технологии блокчейна в пенсионной отрасли. Мы разработали и предложили простую в реализации и прозрачную для граждан модель переходов, которая может значительно сократить потери людей от деятельности недобросовестных участников рынка.
Вообще скажу, что для первого года деятельности в качестве СРО самой ответственной частью работы Совета Ассоциации стало создание эффективного взаимодействия с регулятором и профильными ведомствами. Эта работа ведется по целому ряду направлений: участие в созданных ЦБ рабочих и экспертных группах, проведение по поручению ЦБ экспертизы проектов нормативных правовых актов, а также рабочих встреч представителей регулятора с членами Совета и, конечно, личное взаимодействие с руководством профильного блока ЦБ.
А регулятор к вам прислушивается?
Леонид Гильченко: В этом году мы отмечаем, что внимание к отрасли увеличилось, регулятор понимает ее проблемы и особенности. Это выражается в значимых событиях. Например, ЦБ и минфин пригласили представителей отрасли участвовать в разработке концепции индивидуального пенсионного капитала (ИПК), правительство реанимировало свой законопроект о системе вознаграждения НПФ, отменены излишние требования и ограничения в операционной деятельности фондов, расширен доступ к государственным информационным ресурсам и многое другое.
При этом обсуждение концепции ИПК правительство перенесло с апреля 2018-го на конец следующего года? Что это значит для отрасли? Будет ли и дальше Ассоциация участвовать в разработке этой концепции?
Леонид Гильченко: То, что правительство не отменило обсуждение концепции, а перенесло на следующий год, говорит о том, что власти не отказываются от идеи ИПК. Однако сам факт переноса отрадным не назовешь. С одной стороны, это свидетельствует о том, что нет договоренности со всеми заинтересованными структурами по существу, с другой - если что-то переносится, то перспективы реализации становятся более туманными. Естественно, что мы и дальше будем участвовать в подготовке законопроекта по ИПК. В этом году комитет по стратегии АНПФ уже предложил пакет принципиальных поправок в концепцию. Но повторюсь, что мы продолжим добиваться сохранения пенсионных накоплений в рамках обязательного пенсионного страхования. И в этом видим одну из основных целей деятельности АНПФ. На наш взгляд, ИПК - это ресурс для развития дополнительных источников формирования пенсий, например, добровольных видов пенсионного страхования в дополнение к накопительной пенсии.
Какие еще задачи поставлены перед Советом Ассоциации на общем собрании АНПФ, которое состоялось в начале декабря?
Леонид Гильченко: На будущий год у нас большие планы и задачи. Мы планируем продолжить работу по разработке базовых и внутренних стандартов, развивать контрольную работу и профессиональную переподготовку сотрудников наших фондов. В результате надеемся увидеть новую пенсионную индустрию с понятными и прозрачными стандартами деятельности и высококвалифицированным персоналом, чтобы соответствовать лучшим международным стандартам качества оказания пенсионных услуг. Совет сформировал перечень основных задач на следующий год, с ними можно ознакомиться на сайте Ассоциации. Важно, что это не застывший бюрократический документ. Мы выработали технологии быстрого реагирования на меняющуюся ситуацию и формирования консолидированной позиции.
Как вы оцениваете перспективы развития Ассоциации?
Леонид Гильченко: На сегодня АНПФ объединяет 25 фондов, или 38% от представленных на пенсионном рынке (66), что составляет 52% от общего размера пенсионных накоплений НПФ и 53% от всех застрахованных лиц, формирующих пенсионные накопления в НПФ. Клиентами членов АНПФ является 30% всех участников корпоративных программ НПО. В настоящее время еще два фонда подали заявления о вступлении в нашу Ассоциацию, в результате чего на конец года доля АНПФ на пенсионном рынке достигнет 41%. Мы работаем со всем пенсионным рынком, поэтому уверены, что тенденция роста Ассоциации сохранится и в будущем году.
Справка
Леонид Гильченко - председатель Совета Ассоциации негосударственных пенсионных фондов "Альянс пенсионных фондов" (АНПФ). Действительный государственный советник Российской Федерации 2-го класса. Более 25 лет проработал в органах муниципальной и государственной власти, Государственной Думе и Администрации Президента России.
АНПФ учреждена в 2016 году. С ноября 2016 года - СРО.