Новгородский музей-заповедник не просто представил документальный спектакль, воссоздающий самые напряженные подробности того суда. Привлеченные к обсуждению ученые-правоведы, архивисты, историки за "круглым столом" обсудили его итоги и значение. Ведь "последний акт Нюрнбергского процесса", как называют его специалисты, поставил своего рода точку. После этого были еще процессы над полицаями и коллаборационистами, но они шли только в закрытом режиме.
...Сбоку от сцены - скамья подсудимых, на которой расположились фашисты. По центру - стол президиума суда, слева - обвинитель Виктор Стрекаловский (его роль блестяще исполнил Сергей Семенцов), справа - скамья с адвокатами. А на экране над сценой воспроизводятся кадры хроники: на фоне виселиц и могил, эксгумированных черепов словно выплывают портреты офицеров - полковник Карл Зассе, генерал-майор Йозеф Рупрехт, лейтенант Петер Доблер...
Авторы спектакля "Да судимы будете" научные сотрудники музея Дмитрий Асташкин, Сергей Козлов и режиссер Даниил Донченко привлекли к постановке профессиональных артистов и волонтеров: всего около 60 человек. Кастинг и грим настолько точны, так выразительны монологи свидетелей, реакция подсудимых, что зрителя мороз пробирает по коже. В зале присутствуют и подлинные свидетели того процесса. Лидии Абросимовой было тогда 17 лет, Владимиру Мощенкову - 18. Он вспоминает, как торопился на эти заседания из зоотехникума, где тогда учился:
- В этом же зале филармонии все проходило. Народу было - не протолкнуться, мне только на балконе место доставалось...
По ходу спектакля лица этих двоих живых свидетелей процесса тоже выводятся на экран.
Но экран гаснет, и на трибуну вызывают свидетелей. 12-летний мальчик рассказывает, как ему удалось выбраться из-под расстрелянных: "А маму и братика Павлушу убили". Мать пятерых детей рассказывает, как убили ее старших, когда те пытались бежать, как потом, под горой трупов, погибли раненые младшие. Ей самой чудом удалось выжить.
Подлинные фамилии: Беляева, Петров, Ефремов... Подлинные названия деревень: Жестяная Горка, Починок, река Полисть. И чудовищные подробности расправ.
- Самое трудное было, - рассказали авторы спектакля, - подготовить адвокатов. Как свидетельствуют документы, на том процессе военных преступников защищали восемь адвокатов (в спектакле их трое). Но их слова встречали такое негодование в зале, что им было трудно говорить. Смягчающим было одно: мой подзащитный выполнял приказ.
Однако на скамье подсудимых были и те, кто эти приказы отдавал. Так генерал Курт Герцог (Валерий Рубцов) признался, что по его личному приказу на территории Псковской и Новгородской областей было замучено и убито 34 555 человек. По приказу Карла Зассе (Юрий Гончаров), полковника полевой комендатуры N 822, было угнано в Германию 20 тысяч человек, а 600 населенных пунктов уничтожено.
Помимо зверств над людьми нацистам на Новгородском процессе вменялось в вину еще и разграбление города, уничтожение его культурных ценностей. Как пояснил главный специалист Государственного архива России Андрей Плеханов, общий ущерб, нанесенный учреждениям культуры, образования и здравоохранения Новгородской области, составил 478 964 811 тысяч рублей.
В 1947 году смертная казнь в нашей стране была отменена. Все 19 осужденных, 12 из которых полностью признали свою вину, были отправлены в лагеря Воркуты. В 1956-м выживших репатриировали.