Исследователи провели интеллектуальный эксперимент, в котором участвовали молодые люди в возрасте от 13 до 20 лет. На разных этапах игры испытуемым предлагалось ответить на вопросы. Сначала за правильный ответ им полагался бонус в 20 центов, а за ошибку ведущий отнимал 10 центов. Затем ставки выросли: за верный ответ можно было заработать уже доллар, а за неправильный - лишиться 50 центов. Мозговая активность участников фиксировалась аппаратом для магнитно-резонансной томографии. Он показал, что концентрация старших ребят заметно повышалась по мере роста ставок. А младшие школьники уделяли одинаковое внимание разным по "ценности" вопросам.
В чем же дело? Оказалось - в мозге, а именно - в сети, которая связывает нейроны коры больших полушарий и полосатого тела. Она отвечает за соотношение цели и поведения, за мотивацию и продолжает развиваться у человека вплоть до 25 лет. Старшим было легче определить, стоит ли игра свеч. У более молодых подопытных эта связь была менее развита. Результаты исследования американские ученые опубликовали в журнале Nature.
Как использовать эти данные на практике? Новая информация об особенностях мозга подростков может пригодиться методистам и разработчикам, создающим образовательные сервисы, программы и учебные пособия для подготовки к ЕГЭ. Кроме того, западные эксперты считают, что целесообразно устраивать небольшие проверочные работы на протяжении всего учебного года и судить успехи школьника, в том числе, и по ним, а не только по выпускному экзамену.
Юрий Зинченко, декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, вице-президент Российской академии образования:
Не все сводится лишь к нейронам и синапсам, проблема стоит гораздо шире. Педагоги и родители должны поддерживать интерес ребенка к учебе, его познавательную потребность. К сожалению, это удается далеко не всегда. И тогда запускается другой механизм мотивации: "если не выучишь, накажу". И внешне даже может показаться, что он тоже эффективно работает. Но это не так. Если использовать "кнут" постоянно, можно получить в итоге прямо противоположный, негативный результат.
Следующий фактор риска связан с технологией: либо мы заучиваем с ребенком предмет и пытаемся заполнять его память бесконечной информацией, либо мы помогаем ему освоить саму технологию обучения. Какие приемы помогают что-то лучше запомнить? Как лучше организовать себя? Как правильно отнестись к успеху или к ошибке, неудаче? Именно на эти вопросы нужно искать ответы вместе с детьми. Все возможности "научить ребенка учиться" заложены в психологическом ядре нынешнего школьного стандарта, и те учителя, которые его действительно реализуют, опережают многих коллег.
Контроль тоже необходим. Но не контроль ради контроля, а контроль ради развития. После проверочных работ родители и учителя должны понимать, где им "подтянуть" ребенка и помочь ему успешно расти и учиться. Если же концентрироваться только на итоговых контрольных процедурах, можно упустить возможность скорректировать успеваемость. В итоге выпускные экзамены станут лишь констатацией успеха или провала.
Сегодня выпускной экзамен в средней или старшей школе является фильтром для последующего образования и профессионального самоопределения подростка, фактически решает его судьбу. Добавить к этому обрастание результатов "дополнительными" смыслами со стороны родителей (иногда движимых собственной самооценкой или мнением окружающих), учителей, директора школы… И каково же ребенку в этих "тисках"? Отсюда часто появляется высокий уровень тревожности, а порой и страха. Но с этими страхами надо правильно работать, и здесь поможет школьный психолог.
Взрослому, конечно, проще сдавать экзамены: у него есть опыт, часто он знает, как это работает. Уровень тревожности у взрослого ниже, поэтому рациональные решения принять проще. И в отличие от детей есть понимание условности контрольных процедур, да и сами эти процедуры придумывают, в конце концов, те же взрослые.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"