В начале декабря этого года компания "Транснефть" завершила заполнение дизельным топливом нефтепродуктопровода "Юг". Здесь, в рамках комплексного опробования до конца года планируется прокачать до 300 тысяч тонн дизельного топлива Евро-5 производства "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка" в направлении порта Новороссийск.
Проект "Юг" реализуется в два основных этапа. Это строительство участка от Волгограда до Новороссийска с завершением строительства в 4-м квартале 2017 года и строительство участка из Самарского региона непосредственно до Волгограда с началом эксплуатации в 2020 году. Второй этап учитывает введение в конце 2018 года железнодорожной эстакады на головной перекачивающей станции (ГПС) "Тингута". С 2018 года участок Волгоград - Новороссийск будет транспортировать 6 миллионов тонн дизтоплива в год, а при плановом вводе участка Самара - Волгоград мощность нефтепродуктопровода "Юг" вырастет до 11 миллионов тонн в год. Создание трубопроводной системы позволит осуществлять экспорт российских светлых нефтепродуктов с черноморского побережья РФ в европейские страны.
Как рассказал ранее заместитель вице-президента - директор департамента транспорта, учета и качества нефтепродуктов "Транснефти" Владимир Назаров, перевалка нефтепродуктов будет осуществляться на причалах нефтебазы "Шесхарис". А география поставок затронет традиционных европейских потребителей этого региона - Италию и Грецию. К 2021 году компания планирует довести объем транспортировки светлых нефтепродуктов по системе магистральных нефтепродуктопроводов (МНПП) до 50 миллионов тонн в год. Для этого потребуется более 160 миллиардов рублей инвестиций.
Немногим ранее дизтопливо стало поступать на участок "Горький - Ярославль" нефтепродуктопровода "Север" (Второво - Ярославль - Кириши - Приморск). Этот проект реализуется "Транснефтью" для увеличения экспорта через порт Приморск на Балтике дизтоплива стандарта Евро-5 с первоначальных 8,5 миллиона тонн до 25 миллионов тонн ежегодно. В рамках проекта под транспортировку светлых нефтепродуктов были перепрофилированы нефтяные трубопроводы. В целом это позволило существенно оптимизировать затраты на развитие и реконструкцию системы МНПП.
Основные цели инвестиционных проектов развития системы магистральных нефтепродуктопроводов продиктованы необходимостью обеспечить возможность поставки нефтепродуктов на экспорт, в том числе обеспечение перенаправления, перевалки нефтепродуктов из зарубежных портов в порты РФ в рамках выполнения соответствующих поручений президента и правительства страны. Россия в последние годы ведет серьезную работу по переориентированию грузопотоков с прибалтийских портов - Вентспилса и Риги - на российские порты в Балтийском море - Усть-Лугу и Приморск. Одним из результатов работы по привлечению дополнительных объемов нефтепродуктов в российские порты стало то, что предложенные российскими компаниями новые мощности стали привлекательными и для ближайших соседей.
Как сообщил председатель государственного концерна "Белнефтехим" Игорь Ляшенко, уже в 2018 году Белоруссия может начать экспортировать через порты РФ, в частности через Усть-Лугу, до 1 миллиона тонн нефтепродуктов при наличии благоприятных экономических условий. При этом, как считает руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский, важным условием является наличие твердых объемов, предъявляемых с белорусской стороны, поскольку стивидорам необходимо соблюдать свои графики с учетом загруженности терминалов. В целом дальнейшее осуществление планов развития российской системы магистральных нефтепродуктопроводов будет зависеть от конъюнктуры рынка, а принятие решений по строительству тех или иных объектов будет приниматься в зависимости от наличия ресурсов и возможностей подобные планы реализовывать.
Пока же мощностей уже построенной трубопроводной системы "Юг" и "Север" хватит для того, чтобы эти продуктопроводы закрыли как внутренние потребности, так и спрос потребителей за рубежом на ближайшие годы.