21.12.2017 00:06
Культура

Как в нашем кино появляются "несуществующие" предметы

Как в нашем кино появляются "несуществующие" предметы
Текст:  Борис Голкин
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №290 (7456)
Сейчас модно ругать современное отечественное кино, а мне его смотреть любопытно. С тех пор, как в этой отрасли оптимизировали военных консультантов как класс, трагедии, наш излюбленный жанр, часто невольно смотрятся как комедии.
Читать на сайте RG.RU

Сейчас не о сюжете и художественных ценностях. Давайте посмотрим на те вещи, которые там показаны. Меня, как любого мальчишку, интересует всякая военная атрибутика. Например, первое, на что обращаю внимание, - на амуницию. Сейчас любят снимать про Первую мировую. Так вот, как только увидите ремни и портупеи черного цвета - глядите дальше внимательно, "косяки" хлынут, извините за каламбур, косяком. Дело в том, что черные ремни появились уже в самом конце войны, как менее качественной выделки. Норма для всего периода ПМВ и до нее - кожа рыжая.

Колесников: В фильме "Движение вверх" рассказана реальная история

Но интереснее смотреть на оружие. Гляньте на кадр N 1 из "Хождения по мукам" режиссера Константина Худякова. Историческое поле сериала - 1914-19 годы. Но что мы видим в руке героя? А видим мы револьвер системы братьев Наган выпуска после 1930 года. Обратите внимание на мушку. Летом 30-го года револьвер прошел небольшую модификацию, в ходе которой, в частности, полукруглая "царская" мушка была заменена на мушку полукругло-усеченной формы. Вот такой вот револьвер из будущего. Впрочем, сейчас "царских" револьверов уже мало, на все сериалы не хватит.

Фотогалерея: Несуществующие предметы в отечественном кино

Форма - везде вся вроде правильная, но везде вызывающая вопросы. Кадр N 2 из того же фильма - там все аутентично, даже кокарда рядового состава, не перепутали с офицерской. Но почему на погонах нет номера полка? Да, могло и не быть. Война - это... война!

Фотогалерея: Несуществующие предметы в отечественном кино

К знакам различия в кино вообще отношение вольное. Вот кадр N 3 из сериала "Дуэлянт" Алексея Мизгирева - там солдаты даже без кокард служат, и ничего, офицеры их не наказывают. Там наоборот - наказывают главного героя, подпоручика Колычева, в присутствии графа Беклемишева. Шпицрутенами лупят. А знаете, что такое шпицрутен? Думаете, вот та хворостина, что в руках у солдата? Нет, раньше это был шомпол от длинноствольного дульнозарядного ружья. Еще совсем-совсем раньше так называли еще толстый и длинный прут из лозняка. Толстый и длинный. Не похоже?

Фотогалерея: Несуществующие предметы в отечественном кино
Маленькая баночка с черной краской и небольшое знание истории - и паровоз можно было бы "состарить"

Да там даже подпоручик Колычев сам на себя, кажется, не похож. По крайней мере, ходит в погонах подполковника (кадр N 4).

Фотогалерея: Несуществующие предметы в отечественном кино

Кстати, коварный граф Беклемишев в кадре N 5 держит в руках вполне себе аутентичную своему времени игрушку - многоствольный капсюльный пистолет. Их еще называют пеппербоксами (англ. - "ящик с перцем", "перечница"), там для производства очередного выстрела надо было второй рукой крутить блок со стволами и заново взводить курок. Время, в которое происходит действие фильма, - 1860 год. К 1870 году все оружейные фирмы, производящие это сомнительное уже к тому времени оружие самообороны, от производства таких систем отказались. Это о "перечнице" Марк Твен писал, что прицелиться из этого пистолета и попасть в мишень - "этот фокус, вероятно, еще не удавался никому на свете". А во времена, в которые происходят события картины, армии и флоту рекомендовали закупать револьверы Кольта и Лефоше вместо армейского пистолета обр.1849 г., правда, за собственный счет. Но граф, поди, мог себе позволить, скажем, Кольт образца 1851 года. То есть странен сам выбор оружия...

Фотогалерея: Несуществующие предметы в отечественном кино
Семья стала главной темой российского кино в 2017 году

Еще парочка кадров. N 6 - из "Демона революции" Владимира Хотиненко (действие фильма - 1915-17 гг.). Там тоже револьверы из будущего, но дело это уже привычное, я, наоборот, хотел похвалить киношников за крупно и подробно показанные автомобили Berliet. Эти французские машины появились в России в 1908 году, даже служили в императорском гараже. Они были настолько надежны и популярны, что к 1914 году в Москве их было больше, чем "Мерседесов" и "Опелей"!

Фотогалерея: Несуществующие предметы в отечественном кино

Далеко не в каждой картине покажут технику, идеально соответствующую времени. Как пример - кадр N 7 из "Хождения по мукам". На нем мы видим легендарный паровоз серии "Э", который действительно производился в то время, таких машин, кстати, было выпущено рекордное для всего мира количество штук - 11 тысяч! Только вот какое дело... После большой буквы "Э" там приписана маленькая "М" - это серия, которая производилась с 1931 по 1934 годы. Маленькая баночка с черной краской и небольшое знание истории - и не было бы в фильме "паровоза из будущего"...

Фотогалерея: Несуществующие предметы в отечественном кино
Знаете ли вы, что...

...в одной далекой-далекой галактике принято на вооружение земное оружие. В "Звездных войнах" имперские штурмовики носят британские пистолеты-пулеметы "Стерлинг", имеется у них и пулемет "Льюис", правда, разукомплектованный - без диска. А Хану Соло приглянулся "Маузер" К-96.

К "Матильде" Алексея Учителя вопросы начали возникать с самого начала. Крушение царского поезда. В руках у русского полковника из свиты Александра III появляется рейхсревольвер М1879. На протяжении остального зрелища я пытался представить, откуда русский офицер взял это чудо немецкой техники, ведь даже в коммерческой продаже этого револьвера в Российской империи не было. Даже не смог сосредоточиться на этических моментах фильма - о чем все так спорят...

Наше кино