Место для "города мастеров" выбрали в исторической части города, в Нахичевани, где расположено немало старых промышленных объектов. Облюбовали бывший завод технологической оснастки. Он располагался в старинном здании, в середине XIX века здесь размещались конюшни и каретный двор сыновей известного донского купца Парамонова. Долгое время помещение общей площадью 600 квадратных метров никто не эксплуатировал, и оно потихоньку приходило в упадок.
Обветшавший промышленный объект переоборудовали под современный индустриальный парк "Фабрика" всего за несколько месяцев. Сейчас "Фабрика" - просторное помещение в стиле лофт.
- Нам хотелось, чтобы было тепло, уютно и много воздуха, - говорит руководитель проекта Алексей Санин. - Старые кирпичные стены покрыли несколькими слоями лака и обработали специальным химическим раствором, сделали из дерева полы, перекрытия, лестницы и трибуну. Всего на фабрике 11 мастерских площадью по десять квадратных метров. Резиденты могут въехать сюда со своим оборудованием или воспользоваться станками, которые уже там есть.
В цеха приходят люди, которым неудобно мастерить у себя дома, или те, кто задумывается о начале собственного дела. А на это нужен стартовый капитал: заплатить за аренду помещения, купить оборудование. На "Фабрике" все уже есть: лазерная резка, фрезерный станок, оборудование для сверления, шлифования, 3D-принтеры и сканеры. К тому же у начинающего предпринимателя могут возникнуть трудности с реализацией товара, который он произвел. А здесь под одной крышей собралось большое количество предпринимателей и можно найти пути взаимовыгодного сотрудничества.
- Кроме того, инженерный центр берет на себя и сбыт продукции, которую производят резиденты. Специально для этого организован интернет-магазин. Одна из наших функций - это сопровождение в части маркетинга. Мы пытаемся объединить людей из одной сферы, но при этом и из смежных областей. Например, для производства макета изделия можно воспользоваться услугами центра 3D-прототипирования или, чтобы расширить линейку продукции, кооперироваться с другими резидентами фабрики, например, выпускающими металлические светящиеся конструкции или керамические изделия.
Руководители проекта сейчас развивают образовательный сегмент. Неожиданно мастер-классы стали приносить неплохие дивиденды. Их ведут сами резиденты, и у них тоже появилась возможность дополнительного заработка.
Особой популярностью стали пользоваться "Основы столярного дела".
- Поначалу, организовав образовательные мастер-классы, мы отдавали себе отчет, что скорее всего это станет узким сегментом нашей деятельности, - рассказывает Алексей Санин. - Людей, которые готовы платить за содержательный отдых, не так много. Помимо столярного дела появились мастер-классы по декорированию и сварке. Время обучения варьируется от разовой акции на два часа до пятидневного курса.
Почему люди готовы платить за мастер-классы? Как отмечают сами бизнесмены, их клиенты приходят на обучающие курсы не за профессиональными навыками как таковыми или не для того, чтобы сэкономить на покупках.
- Сейчас высокий уровень информатизации, и в противовес стремительному прогрессу у людей появляется желание реализоваться в чем-то конкретном, -считает Алексей Санин. - Ручная работа стала очень популярной. Таким образом человек хочет выразить свою индивидуальность. Сделать своими руками, например, скворечник или ключницу. Покрасить и состарить дерево, кафельную плитку или соорудить необычный предмет интерьера. Думаю, это долгосрочный тренд.