Музеи могут посчитать количество посетителей за год, галереи - число проведенных выставок, аукционные дома - суммы продаж: разумеется, рекордные. Все эти очень важные цифры могут рассказать о том, как работает культуртрегерский механизм или рынок искусства, но не о самом искусстве.
Разумеется, без отлаженной этой системы и художнику, и зрителю придется туго. Это ведь только кажется, что художнику никто особенно не нужен - дескать, ты сам свой высший суд. Кто спорит? Но зрители нужны, и отклик нужен, и продажи работ желательны, а еще - шанс придумать и сделать выставку. А еще - возможность увидеть выставки коллег и музейные проекты и любимые картины в любимых музеях. Именно поэтому так важен тот самый "культурный обмен", который мы сегодня воспринимаем почти как само собой разумеющийся фон жизни. Но такой фон - обычной культурной жизни - дорогого стоит. Потому что возможность увидеть в течение одного года, например, ретроспективу Джорджо Моранди из итальянских музеев и выставку Хаима Сутина из французских музеев, и рисунки Густава Климта и Эгона Шиле из венской "Альбертины", и работы Джорджо де Кирико, и венецианский ренессанс - Тициана, Тинторетто, Веронезе, и отличный проект "Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1965", ставший неожиданной параллелью к масштабной выставке "Оттепель" в Третьяковке, - это супер. А если вспомнить еще проекты современных культовых авторов - Такаси Мураками в "Гараже" (кстати, его выставка еще идет) и перформансы Тино Сегала в Новой Третьяковке и Музее архитектуры, представленные фондом V-A-C, то станет понятно, что пейзаж нынешней музейной жизни далек от однообразия.
Но это все столичные выставки. До Москвы вообще-то тоже накладно добираться, например, из Сибири или Урала, не говоря уж о Дальнем Востоке. Сейчас есть, правда, новый тренд - выставки крупнейших российских музеев в регионах. Проект "Гений места" в казанском Кремле, возникший благодаря сотрудничеству Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств Татарстана и Эрмитажа, - в этом смысле очень обнадеживающий пример. Как и музейная биеннале в Красноярске, которая проводится с 1995 года. Понятно, что такого рода проекты, не "гастрольные", а пестуемые, как парк или сад, годами бережного ухода, невозможны без укорененности в местной почве, без энергии и усилий музейщиков в регионах.
Регионы в них тоже заинтересованы - не только как в "бренде", но также инструменте, формирующем локальную идентичность. Вопрос "откуда мы" уже подразумевает путь и встречу, а значит - диалог. А диалог - общность языка и умение понимать другого, навык слушать или читать. В том числе - язык и жесты культуры прошлого и современности. Отчасти именно поэтому основной проект 4-й Уральской биеннале "Новая грамотность", сделанный куратором Жоаном Рибасом в здании, где был когда-то закрытый приборостроительный завод, - стопроцентное попадание в десятку. К тому же - поддержка исследовательскими спецпроектами, арт-резиденциями в разных городах Урала, научной конференцией. Особенно вдохновляет, что на площадке основного проекта 4-й Уральской биеннале представлены были не только работы таких классиков, например, как братья Люмьер, Крис Маркер или Харун Фароки, но и проекты молодых художников из разных уголков России. Например, видео "Канатоходец" Таус Махачевой, показанное на биеннале в Венеции, - его сейчас можно увидеть на персональной выставке Махачевой в ММОМА...
Таус Махачева, Ирина Корина, Саша Пирогова и Александра Паперно - сегодня упорно работающие мастера, чьи работы были и на Венецианской биеннале. А Премия Кандинского "ЗИПам" в номинации "проект года" подтверждает выход на первый план художников из регионов, ориентированных не на глобальный супермаркет арт-рынка, а на местный контекст. Они ярко и умно работают с локальными сообществами. Собственно, это тот вариант самоопределения художника, который очень близок стратегиям русского авангарда.
Чтобы убедиться в этом, достаточно прийти на выставки Эль Лисицкого и Казимира Малевича, Якова Чернихова и выставку раритетов из архива Николая Харджиева. Если вспомнить, что в этом году были показаны вторая часть проекта Андрея Сарабьянова и Центра авангарда "До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев", "Грузинский авангард: 1900-1930-е. Пиросмани, Гудиашвили, Какабадзе и другие художники" и "Сокровища Нукуса...." в ГМИИ им. А.С. Пушкина, то 2017-й можно точно назвать годом, авангардом мобилизованным и призванным.
1. "Архив Харджиева" (In Artibus)
2. "Сокровища Нукуса. Из собрания Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого (Узбекистан)" (ГМИИ им. А.С. Пушкина)
3. "Эль Лисицкий" (Еврейский музей, Третьяковская галерея)
4. "Грузинский авангард. 1900-1930. Пиросмани, Гудиашвили, Какабадзе и другие художники. Из музеев и частных собраний" (ГМИИ им. А.С. Пушкина)
5. "Хаим Сутин. Ретроспектива" (ГМИИ им. А.С. Пушкина)
6. "Константин Бранкузи. Скульптуры, рисунки, фотографии, фильмы. Из Центра Жоржа Помпиду" (ММОМ-МДФ)