26.12.2017 19:04
Общество

В Дубне проведут уникальный научный эксперимент

Уникальный эксперимент готовится в Дубне
Текст:  Наталия Теряева (Дубна)
Российская газета - Федеральный выпуск: №294 (7460)
Надо ли "закрывать" периодическую систему Менделеева? Можно ли на Земле создать звезду? Как выразился академик Юрий Оганесян, чтобы "размяться" на этих сенсациях, он пригласил в подмосковную Дубну известных российских и зарубежных физиков. Первая связана с самым тяжелым элементом (номер 118) таблицы Менделеева - оганесоном. Название связано с открывшим его академиком Оганесяном. Мировая наука уже готовилась к синтезу двух следующих элементов, как вдруг группа новозеландских и американских физиков заявила: на оганесоне таблица Менделеева закончилась! Его ядро настолько тяжелое, что электроны вокруг него летают неправильно - не по тем орбитам, что предписано периодическим законом. А раз так, то закон на оганесоне перестал работать, и номерам 119 и 120 уже не бывать.
Читать на сайте RG.RU
Коллайдер NICA в Дубне может получить дополнительные 3,9 млрд рублей

Однако пятерка приехавших в Дубну теоретиков заявила: гипотеза о неправильно летающих электронах на сенсацию не тянет. В заявлении новозеландских и американских коллег пока больше рассуждений, чем конкретных расчетов. Словом, закрывать таблицу рано, аргументы слабые. А в Дубне продолжат синтез следующих за оганесоном элементов. Для этого построили Фабрику сверхтяжелых элементов - единственную в мире. Летом следующего года она приступит к работе.

Другая сенсация, которую "мяли" в Дубне уже не теоретики, а экспериментаторы, по настоящему громкая: здесь намерены воспроизвести один из самых экзотических объектов Вселенной - нейтронные звезды. Некоторые физики называют их "недожатая" черная дыра. Напомним, что нейтронные звезды рождаются при взрывах так называемых сверхновых. При этом происходит чудовищной силы сжатие, и радиус космического тела уменьшается примерно с 700 тысяч километров до 10 километров. В итоге сверхновая превращается в нейтронную звезду. Если сжатие продолжится, она станет черной дырой.

Ученые намерены получить элементы, которых в принципе не может быть в таблице Менделеева
Почему 118-й химический элемент назвали в честь российского учёного

Нейтронные звезды, как и черные дыры, поражают воображение. Ведь они обладают невероятной плотностью. Например, в ядре обычного атома протоны и нейтроны занимают всего 15 процентов объема, все остальное - пустота. А в "нейтронке" гигантские силы сжимают частицы почти до соприкосновения! Как подобное возможно, пока никто не понимает. Разгадавший - очевидный претендент на Нобелевскую премию.

Но ученые замахиваются на большее: они намерены получить невиданные доселе химические элементы, которых в принципе не может быть в таблице Менделеева. Дело в том, что ядра всех известных нам элементов состоят из протонов и нейтронов в пропорции примерно 50:50. В нейтронных звездах соотношение этих частиц иное - 30:70. А возможно, есть ядра только из одних нейтронов. Исходя из нынешних представлений, это даже трудно себе представить, но у физиков уже, что называется, чешутся руки. Поэтому, чтобы узнать о замыслах природы, хорошо бы на Земле построить ускоритель и "создать" нейтронную звезду, разобраться, что в ней происходит и, может быть, со временем попробовать получить доселе невозможный новый химический элемент. Подходящая установка в Дубне уже строится - коллайдер NICA. Там ядра сожмут так же плотно, как в нейтронной звезде, только при громадной температуре. Вывести коллайдер на полную мощность планируется к 2023 году.

Наука Московская область Столица