Еще утром в среду обмен был поставлен под сомнение человеком, который со стороны Киева должен был обеспечивать процесс мирного урегулирования - Ириной Геращенко, первым вице-спикером Верховной рады и представителем украинской стороны в Трехсторонней контактной группе. Как сообщила за несколько часов до назначенного времени обмена известный украинский адвокат и общественный деятель Татьяна Монтян, Геращенко по собственному усмотрению вычеркнула из уже согласованных списков девять человек - россиян и граждан других государств.
Среди тех, кого вычеркнули из списков, оказался гражданин Эстонии Владимир Поляков, которого защищает Монтян.
"Ему заявили, что сегодня менять не будут, потому что есть какое-то "политическое решение". Может быть, поменяют в январе. То есть сейчас человека удерживают в фильтрационном лагере насильно, без каких-либо поводов и объяснений. Недоговороспособные уроды", - написала Монтян в своем "Фейсбуке". Попутно выяснилось, что украинские силовики давно создали под Славянском "фильтрационный", а фактически концентрационный лагерь.
В свою очередь украинский омбудсмен Валерия Лутковская за час до начала процедуры обмена объявила, что 43 человека из числа удерживаемых украинской стороной официально отбыли наказание и были освобождены из-под стражи. Поэтому их возвращение должно проходить по другой процедуре: на линии разграничения пленникам пришлось лично подтвердить свое намерение перейти на неконтролируемую Киевом территорию перед наблюдателями ОБСЕ и представителями Красного Креста, обеспечивающими процедуру обмена.
Следует пояснить, что в отличие от республик Донбасса, отдававших Киеву настоящих военнопленных - солдат ВСУ, диверсантов и боевиков карательных батальонов, применительно к людям, передаваемым украинской стороной, больше подходит определение "заложники". Это граждане Украины, рискнувшие выступить против госпереворота открыто - с оружием в руках, в составе армий республик. Но таких в списке далеко не большинство. Остальные задержаны украинскими спецслужбами в разных уголках Украины за "компрометирующие связи", критику президента и правительства в социальных сетях, или попросту жители республик, не вовремя решившие навестить родственников за линией фронта. О том, что Киев "запасает" заложников впрок, неоднократно сообщали украинские СМИ или проговаривались сами представители украинской власти.
Заметим, что Порошенко и компания пошли на обмен - крупнейший за все время конфликта, в значительной мере под давлением международных посредников мирного урегулирования, требующих показать хоть какой-то результат выполнения Минских соглашений, в обмен на продолжение финансирования "курса на евроинтеграцию". До этого судьба своих военнопленных мало волновала киевских политиков. С другой стороны, преувеличить роль международных посредников не получится: основная заслуга в освобождении людей принадлежит представителю Киева в Минске и лидеру движения "Украинский выбор - Воля народа" Виктору Медведчуку, который при поддержке Патриарха Московского и всея Руси Кирилла вел сложнейшие переговоры с киевским руководством. При его посредничестве была выработана и юридическая формула обмена - взаимная амнистия или помилование для осужденных. Так, накануне обмена о помиловании украинских боевиков объявили лидеры Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) Александр Захарченко и Леонид Пасечник. Стоит также напомнить, что инициатива провести обмен прозвучала также от Виктора Медведчука во время встречи с Владимиром Путиным в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре более месяца назад. Российский президент в свою очередь обсудил этот вопрос с лидерами ЛНР и ДНР.
Нынешний обмен не должен стать последним. Дело в том, что список заложников, противозаконно удерживаемых Украиной, гораздо больше трех сотен человек - речь идет минимум о тысяче украинских оппозиционеров, "политических" заключенных или попросту арестованных по доносам соседей граждан Украины. В свою очередь в Киеве говорят еще о минимум полутора сотнях своих пленных, остающихся на "неконтролируемой территории". При этом многие из этого числа действительно не желают возвращаться на Украину, о чем публично заявляли. Следующий обмен, по словам Виктора Медведчука, может состояться уже в январе.
Фоторепортаж: Обмен пленными между Киевом, ДНР и ЛНР в Донбассе