09.01.2018 20:05
Экономика

Экономисты оценили возможность новых потрясений в год юбилея дефолта

В год юбилея дефолта экономисты оценили возможность новых потрясений
Текст:  Игорь Зубков
Российская газета - Федеральный выпуск: №2 (7465)
В этом году страна отметит 20-летие дефолта и вместе со всем миром - 10-летие кризиса 2008 года. Вопреки магии цифр год 2018-й обещает быть более спокойным.
Читать на сайте RG.RU

Ответом на кризис 2008 года, который начался с краха крупнейших игроков на американском рынке ипотеки, стало ужесточение требований к достаточности капитала и ликвидности банков - появился "Базель III", который жестко внедряется ЦБ. Вот и в этом году банки получили новую порцию нормативов.

Чего нам ждать от экономики 2018 года

Главный вывод, который заставили сделать потрясения августа 1998 года, в том, что чрезмерная зависимость от цен на нефть приводит к роковым последствиям. В этом мы еще раз убедились в кризис 2014-2016 годов. В последнее время влияние внешней конъюнктуры сильно ослабло: бюджет сверстан так, как будто баррель нефти стоит лишь 40 долларов, резервы снова растут, инфляция побеждена, профицит счета текущих операций обещает стабильный рубль. Тем не менее экономисты видят серьезные риски.

Прежде всего - застрять в отряде отстающих, увязнуть в полосе стабильности, или стагнации, как кому нравится. Под вопросом оказалось быстрое восстановление реальных доходов людей до докризисного уровня. Пока граждане отчасти компенсируют это тем, что берут больше кредитов, но этого источника надолго не хватит.

Экономика, оставшись без поддержки со стороны спроса населения, рискует снова недополучить частных инвестиций.

Самый загадочный риск года - расширение санкций со стороны США. Масштаб проблемы будет ясен в феврале

В банковской системе тлеют проблемы с капиталом. Уязвимыми выглядят некоторые крупные игроки, а пример "Югры" и Татфондбанка показал, что Банк России, какими бы ни были неограниченными его ресурсы, спасать будет далеко не всех.

Пятый, самый загадочный пока риск 2018 года - расширение санкций со стороны США. Масштаб этой проблемы станет ясен только в феврале. Пока ясно только, что наихудшие сценарии не учтены финансовым рынком, отмечает главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик.

Макроэкономика