У Монрепо с начала января собираются инициативные местные жители: они оценивают масштабы реставрации, которая из долгожданной меры спасения в одночасье превратилась в бедствие. Да, любимое многими место долгое время находилось в запустении - о необходимости восстановительных работ еще в 80-х годах прошлого века говорил академик Дмитрий Лихачев. Но обернулось все совсем не так, как мечталось, и по проекту (кстати, профинансирован он Всемирным банком, предоставившим кредит на два миллиарда рублей) парк должен лишиться почти половины своей вековой растительности. А это свыше 2,5 тысячи деревьев и несколько сотен кустарников. Уже сейчас только на фото остались 300-летняя сосна у "Храма Нептуна", береза, росшая на пирсе, центральная аллея... Активисты с сожалением изучают метки на тех, что еще не спилены: вырубаемые деревья отмечены красным крестом, а ценные породы - зеленым. Вердикт разработчиков проекта реставрации: они больны и небезопасны.
По словам директора музея-заповедника Александра Буянова, все мероприятия согласованы с природоохранными организациями и прошли экспертизы, а снос производится по решению специальной комиссии, которая перед тем, как начались рубки, вынесла свой вердикт. Подчеркнул Буянов и то, что уже подготовлен питомник, где будет выращена замена.
Интересно, что специалистов областного комитета по культуре, судя по всему, ход работ устраивает - несколькими днями ранее они побывали в парке Монрепо и отчитались об увиденном. В частности упомянули "ремонт дорожно-тропиночной сети с установкой скамеек и воссоздание лугов с 30-ю сортами трав".
Кстати, в качестве основы реставраторы взяли виды парка 1804-1806 годов, как более достоверные. Но по факту такой "откат" на два века назад никому не нужен: выборжцы называют его "подделкой под старину" и задаются вопросом, почему столь большие деньги нельзя было пустить на оздоровление уже существующего, всеми любимого вида парка? Тем более что он изначально пейзажный, а значит все эти свежевысаженные газоны и клумбы полностью уничтожат задумку его создателя - президента Санкт-Петербургской Академии наук барона Людвига Николаи.
Большой вопрос происходящее вызывает и у профессионалов. Так, бывший главный хранитель Монрепо Татьяна Зинчук отмечает: проект реставрации не соответствует методикам и правилам проектирования работ в парках. Первый этап традиционно предполагает лечение возрастных деревьев всеми возможными способами, ведь именно они свидетельствуют об истории конкретного места.
- Сейчас же все старые деревья в парке убираются. Уничтожение сосны на полуострове Нептун, которой было 300 лет, - это невосполнимая утрата. Дерево можно и нужно было сохранить, применив к нему индивидуальный лечебный подход. Даже погибшее, но сохраненное, оно могло долгие годы оставаться важной исторической частью ландшафта. Другие музеи-заповедники, такие как Павловск, Царское Село и Пушкинские Горы, справляются с подобными задачами, - сетует специалист.
Интересно, что петербургское архитектурное бюро, выигравшее конкурс, ссылается на то, что они разработали лишь стадию "проект" по заказу Фонда инвестиционных и строительных проектов. Однако для производства работ необходима более детальная документация под названием "рабочий проект".
- Генподрядчик нам эту документацию не предоставил, поэтому мы не знаем, насколько происходящие рубки соответствуют принятым проектным решениям, - прокомментировал журналистам руководитель бюро Рафаэль Даянов.
Завершение реставрации намечено на июнь 2019 года. Но что за это время станет с парком - вопрос открытый. Понятно, что прежним его уже не увидят, да и обновленным еще не скоро: прежде чем вырастут новые деревья, пройдут десятилетия.
Кстати
Парк Монрепо очень много значит и для Финляндии. В местной прессе то и дело появляется информация о том, что соседи Петербурга возмущены столь халатным отношением властей к этому объекту. После того как финская общественная организация Pro Monrepos разочаровалась в его реставрации и отказалась от сотрудничества в 2011 году, никаких работ до настоящего времени проведено практически не было. Ранее финансовую помощь оказывала парку и ЮНЕСКО.