Поводом к рассмотрению дела послужила жалоба ООО "Синклит". Фирма проходила по делу об изготовлении контрафактных сигарет, станки для их изготовления и упаковки были изъяты следователем как вещественное доказательство.
По мнению заявителей, в подобных случаях есть противоречие между статьей 115 Уголовно-процессуального кодекса РФ и статьей 81 того же Кодекса: первая предполагает обязательную судебную процедуру наложения ареста на имущество, вторая же позволяет в ходе следствия признать те или иные "предметы" вещественными доказательствами, после чего они "приобщаются к уголовному делу, о чем выносится соответствующее постановление" - без решения суда.
Решение КС основано на ранее вынесенных правовых позициях. Судьи напомнили, что само по себе изъятие вещественных доказательств в рамках расследования уголовного дела не может рассматриваться как нарушение прав граждан. В то же время изъятие орудий производства может повлечь за собой последствия более долговременные и серьезные, чем простой запрет распоряжаться и пользоваться имуществом - вплоть до ликвидации рабочих мест и непоступления налогов.
- Требуется специальный подход к разрешению вопросов о признании указанных предметов вещественными доказательствами, их изъятии и удержании в режиме хранения, - постановил КС РФ. - Подход, предполагающий, что такие изъятие и удержание должны быть скорее исключением, обусловленным обстоятельствами конкретного дела.
КС указал судам, что изъятие производственного оборудования не является безусловной и обязательной мерой в рамках расследования уголовных дел. Оспоренные статьи УПК признаны не противоречащими Конституции РФ, но дело ООО "Синклит" подлежит пересмотру.