История в стульях
Главная ценность привычных предметов в том, что, собранные вместе, они стали своеобразными измерителями времени. Один из стульев, например, стоял в читальном зале дома Смышляевых, на нем сидели Владимир Маяковский, Борис Пастернак и Вениамин Каверин. Другой находился в кабинете директора библиотеки и был свидетелем принятия важных решений в сфере культуры и искусства. А третий, возможно, даже помнит интерьер первой городской библиотеки, что размещалась в училище детей канцелярских служителей на улице Сибирской.
Вот и получилось, что прошлое главной краевой библиотеки, а ей в нынешнем году исполнился 181 год, можно изучать... по стульям. Этой теме и была посвящена выставка и встреча с читателями Горьковки, организованная в январе. Как водится в таких случаях, собравшиеся вспомнили важные вехи истории библиотечного дела, познакомились с фотографиями, выставкой книг и публикаций, посвященных учреждению.
Идея организовать подобное мероприятие принадлежит Елене Мироновой, заведующей отделом литературы по искусству.
- Однажды я спустилась в цокольный этаж библиотеки, где хранится немало всякой нужной всячины - сезонный инвентарь, стеллажи, столы, стулья, - рассказывает она. - Оглянулась по сторонам и подумала: эти вещи десятилетия были свидетелями нашей работы. Одних только стульев сколько. Тогда и возникла идея вытащить их на свет, проиллюстрировать историю библиотеки предметами интерьера.
По словам Елены Мироновой, в экспозиции нет стульев со стороны. Каждый экспонат - подлинный, проверенный культурный "боец" библиотечного фронта. Брали только те, что были зафиксированы на фотографиях и "историчность" которых подтверждена старейшими сотрудниками Горьковки.
Лично для каждого
Большей частью представленных на выставке стульев пользуются до сих пор. В хорошем состоянии находятся несколько единиц из набора, именуемого "чешский гарнитур". В начале 80-х годов прошлого века комплект с плавными закругленными линиями и мягкой зеленой обивкой был приобретен для дирекции, сидели на этих стульях и сотрудники внутренних отделов библиотеки. Мебель не выставлялась в общие читальные залы, видимо потому, несмотря на элегантную хрупкость, и сохранилась.
Прочие экспонаты также выглядят добротными и используются наравне со своими новомодными собратьями. Раньше мебель делали хорошего качества, в расчете на долгую эксплуатацию в самой читающей стране мира.
- Я давно работаю в библиотеке и, конечно, сиживала на разных стульях, - говорит Елена Миронова. - С каждым из них у меня связаны свои воспоминания. То же и у наших читателей.
Признаться и я, проведшая в краевой библиотеке не один студенческий год, умилилась при виде стульев в читальном зале любимого мною отдела периодики. Сидя на таких, я написала три курсовые и диплом.
Вглубь веков
Говорят, от размера и удобства сидения зависит качество и направление мыслей. Это можно легко проверить в той же Горьковке. Не так давно здесь открыли читальный зал для тех, кто интересуется редкой книгой. Полистать старинные и раритетные издания теперь можно в соответствующей атмосфере. Однажды из того же подвала, о котором говорила Елена Миронова, извлекли на свет два шкафа, которые в конце XIX века приобрели на средства Общества народной трезвости, работавшего тогда в Перми.
Они, а также столы и стулья из массива дерева и ученическая парта середины прошлого века были отреставрированы и стали интерьером читального зала. Как шутят библиотекари, "была просто старая мебель - получился антиквариат".
- Эту комнату мы создавали специально для погружения читателей в историческую атмосферу, - рассказывает заведующая отделом редких книг Марина Шпакова. - Подобрали старую мебель, которая еще была в библиотеке, нашли чернильницу, перьевые ручки. Теперь, когда к нам приходят на экскурсии, предлагаем посетителям попробовать что-нибудь написать старинным способом.
Редкие издания, большая часть которых историческая литература и книги, признанные памятниками культуры, требуют особых условий хранения. Читателям их выдают с непременным напутствием, как правильно обращаться с раритетами.
Всего в фонде редкой книги около 18 тысяч экземпляров полиграфической продукции, в том числе памятники регионального, федерального и международного значения. Многие книги имеют авторские пометки или надписи известных исторических личностей. По словам сотрудников, это лишь малая часть тех уникальных изданий, что находятся в старейшем пермском книгохранилище. Собрание Горьковской библиотеки включает издания с конца XV века.
В фонде редкой книги хранятся также издания из разряда "самые": самая маленькая или самая большая, самая старая или самая тяжелая. Одна из книг, посвященная фауне лесов Амазонки, едва помещается в отдельной части того самого шкафа, сделанного по заказу Общества трезвости, - высота книжного блока составляет около метра.
Такой формат выбран не для того, чтобы выделиться или поразить воображение читателя XIX века. По замыслу авторов, представленные в изданиях птицы и животные должны быть изображены в натуральную величину. Если птичка маленькая, то она занимает часть книжной полосы, если большая, например, цапля, и не помещается на странице, ее изображают частями.
Библиотекари отдела редкой книги с удовольствием проводят экскурсии и рассказывают о сокровищах, которые хранятся в фондах Горьковки.
Студенческий лайфхак
Со стульями связано немало забавных историй. Помню, как удивил приемчик написания конспектов, подсмотренный у сидящего рядом читателя. Тогда перед очередной сессией мне пришлось срочно дописывать несколько конспектов по марксизму-ленинизму в зале общественно-политической литературы.
Как потом выяснилось, сидящий рядом парень был студентом технического вуза, для него философия и история КПСС были тяжким бременем, хотелось поскорее сбросить его с плеч и заняться, наконец, настоящим делом. Да и преподаватели технических вузов, в отличие от своих коллег-гуманитариев, не очень придирались к студентам. Однако конспекты требовали.
Мой библиотечный знакомец придумал, говоря современным языком, собственный лайфхак: аккуратно писал заголовок и несколько предложений, а затем приступал к волшебству. Он брал мелкую расческу, прикладывал к тетради и проводил ручкой по зубчикам. На бумаге оставалась неровная линия, слегка напоминающая кардиограмму. И так несколько раз подряд.
Для большего правдоподобия к "строчкам" он пририсовывал петельки вверху и внизу, что напоминало буквы "в", "б", "З", "д". Наугад ставились точки, запятые, иногда тире, заглавные буквы.
В текст (который, в зависимости от конспектируемой статьи, мог занимать несколько страниц) вписывалось несколько предложений, вполне читаемых и имеющих смысл. По уверениям изобретателя, это колоссально экономило время и силы.
И приносило неизменные пятерки - ведь такие "труды" никто не читал.
Между тем
Каждый год российские компании приобретают более 16 миллионов новых кресел и стульев из дерева, пластика и металла. Около семи миллионов старых нуждаются в утилизации. Только ответа на вопрос, куда девать старую мебель, все еще нет. В 2010 году экологи провели исследование и обнаружили, что 3,6 процента мусора на свалках - это офисная мебель.