...Чему, чему свидетели мы были!
Игралища таинственной игры,
Металися смущенные народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то славы, то свободы,
То гордости багрила алтари...
Александр Пушкин, 1836
19 октября 2017 года ведущий научный сотрудник Мемориального музея-лицея в Царском Селе Светлана Васильевна Павлова рассказала в нашей рубрике о судьбах лицеистов последнего выпуска, который состоялся в 1917 году. Светлана Васильевна много лет посвятила поиску документов и воспоминаний о лицеистах последнего, 73-го, курса, но сведения о некоторых воспитанниках Пушкинского лицея так и оставались крайне скупы и отрывочны. Да и как прояснить судьбы людей, потерявшихся в хаосе русской смуты сто лет назад? Это же все равно что после метели искать следы на снегу.
Но благодаря нашим читателям произошло чудо: мы получили три письма, которые вносят ясность в биографии трех выпускников лицея 1917 года: Сергея Военского, Михаила Саранчова и Михаила Красовского. Сегодня мы публикуем первое из этих писем - о короткой жизни Сергея Военского, родившегося в семье камергера царского двора и дочери французского консула.
"В эмиграции иеромонах...." - сообщает о нем справочник-мартиролог "Офицеры российской гвардии" (Сергей был вольноопределяющимся Лейб-гвардии Гренадерского полка). Но в действительности он уехал не в эмиграцию, а оказался на Русском Севере, где выбрал службу Царю Небесному.
Помню, как в юности, читая книжки о гражданской войне, восхищался своими ровесниками, которые, как Аркадий Гайдар, в 17 лет командовали полками. Немало таких юных командиров было и у "беляков". Как-то не думалось, что мог быть и третий путь, не менее опасный и жертвенный, - мирного стояния за правду. Его избрали немногие, но он-то и оказался ближе всех к правде Божьей.
Мы еще обязательно расскажем об этих немногих - о юношах, сделавших 100 лет назад свой трудный выбор.
"Человек духовный горит священным огнем..."
Добрый день!
Прочитала вашу статью о лицеистах выпуска 1917 года и хочу рассказать об одном из них.
Сергей Военский родился в 1897 году в Петербурге. Он и его мать Ольга Романовна оказались в нашем городе, в Никольске, случайно - из голодного Петрограда ехали к родственникам в Саратов. Это было в 1919 году.
Отец, Константин Адамович Военский (тоже выпускник Александровского лицея, камергер царского двора, историк и археолог), к тому времени был уже в эмиграции - служил библиотекарем на Мальте.
По дороге на Волгу Ольга Романовна заболела, и матери с сыном пришлось выйти на станции Шарья. Там они встретились с людьми, которые посоветовали переждать смутное время в уездном городке Никольске. Ольга Романовна стала преподавать в Никольске иностранные языки. Сергей тоже некоторое время работал в школе, ведь он был человеком большой учености*: кроме Лицея он успел окончить Московский университет и некоторое время работал в Академии наук.
В 1920 году Сергей ездил в Москву и встречался с патриархом Тихоном. Очевидно, тогда молодой учитель и недавний лицеист был рукоположен в священный сан. Сергею было всего 23 года.
Молодой священник был причислен к Сретенскому собору Никольска, также служил в Казанском храме, считавшимся приписным к собору.
Религиозная жизнь в Никольском районе после революции была на подъеме. Двое друзей отца Сергия тоже приняли священный сан: учитель, сын урядника Анатолий Шипунов-Княжев и Михаил Шилов, бывший механик торгового флота.
К отцу Сергию Военскому приезжали крестьяне, духовенство, интеллигенция. Он всех укреплял и предупреждал от сближения с богоборческой властью.
К несчастью, отец Сергий заболел туберкулезом. Сохранилось письмо 27-летнего пастыря к своим прихожанам, которое во многом объясняет, какой смысл он видел в своей болезни и близкой смерти.
Вот отрывок из этого письма: "Я должен объяснить мнение будто я себя истощаю... Это мнение возникло у некоторых добрых людей из сочувствия ко мне и желания здоровья... Моя слабость и болезненность объясняются некоторыми событиями моей прошедшей жизни, а также усиленными духовными занятиями, которые я несу со времени принятия священства. Если бы вы знали, в каких убийственных условиях мне приходилось бывать, например, в некоторых путешествиях, то удивились бы, как такой дряблый и сокрушенный организм, как у меня, остался жив после того. Множество болезней и скорбей, перенесенных мной с самого раннего детства, также служат естественной причиной моей болезненности... И наконец, священное пастырское служение возлагает на человека нелегкие бремена многих людей, что также усиливает и ускоряет жизненное горение организма. Ведь жизнь есть горение... Кроме внешнего естественного горения человек одухотворенный испытывает и внутреннее горение небесного огня, который низводит сам Господь. Человек духовный горит священным огнем. И это горение очищает и просвещает светом Христовым и самого носителя этого огня и окружающий мир..."
Отец Сергий умер 1 декабря 1924 года. Перед смертью он принял монашеский постриг с именем Серафим. Его похороны проходили при огромном стечении народа. Могила стала местом паломничества. Отец Сергий еще при жизни почитался как святой, к нему обращались за молитвенной помощью, за исцелением.
Спустя шесть лет, в 1930 году, власти сочли Сергея Константиновича Военского ...главным организатором антисоветской деятельности в Никольском районе. Все близкие батюшке люди были арестованы. 17 человек (из 53 арестованных) были расстреляны. Среди них Ольга Романовна Военская, мать отца Сергия, а также его друзья священники Михаил Шилов и Анатолий Шипунов-Княжев.
Галина Рыжкова, преподаватель воскресной школы Казанского храма.
Никольск, Вологодская область
___________________________
*В архиве Мемориального музея-лицея сохранилось сочинение Сергея Военского "Психологические основы учения Канта".
Пишите Дмитрию Шеварову: dmitri.shevarov@yandex.ru