Решение о переводе на казначейское сопровождение, предполагающее строгий контроль федерального казначейства, было принято в отношении двух российских регионов - Костромской области и Республики Хакасии, где значительная часть бюджетных средств шла на обслуживание государственного долга.
- В 2017 году президентом России было принято решение о беспрецедентной поддержке регионов с большой долговой нагрузкой. В результате Костромская область получила 12,1 миллиарда рублей бюджетных кредитов под 0,1 процента годовых. Данные средства были в полном объеме направлены на замещение банковских кредитов в структуре регионального долга. Бюджетный эффект в виде экономии на уплате процентных платежей оценивается в размере до одного миллиарда рублей ежегодно. Высвободившиеся средства область направляет на социальную сферу, - уточнил директор регионального департамента финансов Игорь Замураев.
Он добавил, что условиями получения денег было заключение соглашения с территориальным органом федерального казначейства о передаче отдельных функций исполнения областного бюджета, снижение уровня долговой нагрузки и бюджетного дефицита. Костромская область выполнила эти условия в полном объеме.
Госдолг региона на начало 2017 года составлял 143 процента от собственных доходов. По данным на 1 декабря 2017 года, его размер достиг 21,8 миллиарда рублей. В структуре долга 13,4 миллиарда составляли коммерческие кредиты, 7,3 миллиарда - бюджетные займы, 1,05 миллиарда - государственные ценные бумаги.
В соответствии с подписанным соглашением в 2017 году долговая нагрузка на областной бюджет снизилась на 8,2 процента. Сотношение рыночного долга к собственным доходам бюджета сократилось на 28,1 процента. Дефицит областного бюджета сокращен вдвое. Уровень бюджетного дефицита по итогам 2017 года составил менее десяти процентов собственных доходов бюджета. Прирост налоговых и неналоговых доходов областного бюджета за 2017 год составил 9,4 процента.
Как ранее заявил министр финансов РФ Антон Силуанов, переводиться на казначейское сопровождение будут те регионы, где общий объем долговых обязательств по предоставленным бюджетным кредитам с начала года превысил 80 процентов доходов их собственных бюджетов. Все расходы регионов на зарплаты, социальные обязательства и погашение коммунальных счетов будут оплачиваться с разрешения казначейства.
- Соглашение с федеральным казначейством не устанавливает дополнительных ограничений при исполнении областного бюджета и направлено на ускорение финансовых операций. Механизмы казначейского сопровождения позволят повысить прозрачность бюджетных операций для федерального центра. Это исключительно техническая процедура. Данное решение никаким образом не повлияет на жителей Костромской области, - заверил глава регионального департамента финансов.
Владимир Андрейченко, аналитик:
- Подобное решение в отношении регионов принято впервые. Это означает, что опыт его реализации еще не отработан. Неизвестно, насколько оперативно федеральное казначейство будет себя вести, как будет реагировать на обращения регионов. С одной стороны, на сайте минфина есть типовое соглашение с субъектами Федерации, в нем все четко и понятно. В обмен на финансовую помощь субъекты берут на себя обязательства выполнять установленные для них показатели роста инвестиций, занятости населения и прочего. Если регион нормы не выполняет, в некоторых случаях ему могут быть уменьшены дотации на следующий год, но есть оговорка: ответственность не наступает, если подписавший соглашение губернатор уходит в отставку. Для руководства региона это мощный имиджевый удар.
За последние годы во многих субъектах ухудшилась экономическая ситуация, но для перевода на казначейское сопровождение выбрали только Кострому и Хакасию. Можно сколько угодно говорить, что у нас все прекрасно, но понятно одно: мы уже не самостоятельные. Ситуация такова, что, верстая бюджет в октябре предыдущего года, невозможно предусмотреть все мелочи на следующий год: основной финансовый документ в любом случае придется править. Но теперь, прежде чем внести в облдуму любые поправки в бюджет, связанные с увеличением расходных обязательств, губернатор будет обязан предварительно согласовать их с минфином. Сколько эти поправки будут рассматриваться? Десять дней, двадцать? Это будет сказываться на оперативности принятия решений. Недавно СМИ сообщили, что в прошлом году в Костромской области не успели освоить 500 миллионов рублей на дорожную сеть, - это при нашем местном казначействе. Если оперативность еще снизится, то деньги можно не получить вовремя и на проведение той же самой посевной. И средства на ремонт дорог не успеют освоить.
Пять лет назад размер госдолга региона составлял 12 миллиардов рублей, и его называли "предельным", а сейчас он уже 21 миллиард. Нам поясняют, что деньги пошли на повышение зарплаты бюджетникам. Но стали ли учителя настолько богаче? Я сомневаюсь, что эта ситуация "не повлияет" на жителей области. Перевод на казначейское сопровождение изменит межбюджетные отношения с муниципалитетами. Появится куча дополнительной бумажной работы, которой муниципальная власть и так завалена. Да, зарплату люди будут получать вовремя. Но бюджет - это не только зарплата. Это и функционирование отраслей, и меры поддержки. По соглашению с минфином субъект должен представить перечень льгот, оценить их эффективность. Льготы, не прописанные в федеральных законах, вынуждены будут отменять. Это неминуемо скажется на рядовых костромичах.
Олег Скобелкин, председатель комитета Костромской областной думы по бюджету, налогам, банкам и финансам:
- В последнее время появились различные комментарии в связи с "введением внешнего управления", но я ничего особенного в этой ситуации не вижу. У нас сегодня и так существует казначейское сопровождение бюджета. Есть два постановления правительства, подписанные в декабре 2017 года. До 1 февраля соглашения должны быть направлены в минфин. Я думаю, что они подписаны и направлены. Сам текст соглашения мы пока не видели, в Думе оно не обсуждалось. Но при первичном рассмотрении ничего не меняется. У нас есть бюджет, мы его исполняем. Как председатель комитета по бюджету, я не вижу здесь проблем.