На первом этаже представлены полотна, графика, видеоарт студентов двух крупнейших японских университетов искусств - Мусасино и Тама. Второй этаж отдан искусству студентов Петербургской академии. А связующее звено между ними - стена графических листов Кейто Ямагути, первой японки, ставшей студенткой Санкт-Петербургской академии художеств.
С какой страстью жители Японии готовы впитывать эстетику и принципы европейского искусства, видно невооруженным взглядом. Скажем, полотно Ю Мэнгтин "Сон о мире" - соединение двух "разнопланетных" ландшафтов: среди пейзажа сугубо европейского города (Петербург с его классической архитектурой?) мы видим заросли деревьев, по которым карабкаются сотни маленьких людей японской наружности. А вот "Сонатина" Харуки Мураты выдает чисто японский взгляд на красоту окружающего мира: мириады рыбок под водой сплетены в такой причудливый букет, что разглядывать их можно часами. "Температура" Мисы Отера: человек закрыл руками лицо, а сквозь кожу напряженных пальцев и предплечий проступают, как на рентгене, кости, связки, сосуды, напоминающие не то прожилки листа, не то географическую карту.
Такого рода разъятие плоти - похоже, отличительная особенность творческого почерка сегодняшних молодых. Серия работ Арсения Нефедова - коллажи, составленные из обрывков холста вместе с подрамниками, на котором была когда-то изображена человеческая фигура - реплика в той же беседе. С тыла инсталляции заметно, что кусочки нарисованной живописной плоти объединяет человеческий скелет, только состоит он из проводов и микросхем. Человек как приложение к гаджетам?
Стремление соединить классическую национальную традицию и общемировое новаторство свойственно искусству обеих стран. На полотне Ю Джина И "Если бы герои укиё-э совершили путешествие в современное общество" японские гейши запечатлены со смартфонами в руках на фоне бутылок с кока-колой и небоскребов. Да и название выставки "Преодоление", собранное из деревянных букв в старинной японской технике строительства без единого гвоздя (работа Кайоко Ватанабэ) - оммаж искусству древних мастеров средствами дизайнерской инсталляции. Из этой же серии - две замечательные скульптуры россиянина Павла Калтыгина. Одна из них изображает святого Христофора - православного мученика-псоглавца, а другая - Тэнгу, небесную собаку, персонажа японского фольклора. Сходства и различия видны невооруженным глазом - на обеих этажах выставки.