08.02.2018 09:26
Челябинск

Челябинские УК незаконно отказались собирать платежи с населения

Отказ челябинских УК от сбора платежей за тепло вызвал недоумение у бизнес-сообщества
Текст:  Антон Сидоров (Челябинск)
Российская газета - Экономика УРФО: №27 (7490)
Необычная ситуация, возникшая в Челябинске после смены единой теплоснабжающей организации (ЕТО), попала в повестку XII съезда лидеров союза предпринимателей "Опора России". Отказ ряда управляющих компаний от заключения договоров на теплоснабжение, которое они продолжают получать для управляемых ими многоквартирных домов в полном объеме, вызвал недоумение у коллег из других регионов.
Читать на сайте RG.RU

С одной стороны, возможность прямых расчетов собственников жилья в МКД с поставщиками ресурсов (минуя УК) обсуждается в Госдуме. С другой - пока такой закон не принят,  а значит, УК как исполнитель коммунальных услуг для жильцов не вправе уклоняться от обязанности заключать договоры теплоснабжения с ресурсоснабжающей организацией и выполнять условия этого договора, включая платежи за потребленное тепло.

- Наша задача - доставить тепловую энергию до границы дома, - пояснил директор Челябинских тепловых сетей АО "Уральская теплосетевая компания" (УТСК) Игорь Рындин. - Нашим контрагентом-потребителем юридически является именно управляющая компания, выбранная собственниками жилья для обслуживания многоквартирного дома. Именно УК предоставляет жильцам коммунальную услугу за счет полученного ресурса и должна рассчитываться за него с ресурсоснабжающей организацией. Иного Жилищный кодекс сегодня не предусматривает. Однако большинство крупных компаний, обслуживающих не менее 70 процентов жилого фонда Челябинска, уклоняется от исполнения этой обязанности. Мы, получив соответствующие разъяснения ФАС России, вынуждены подать иски в арбитражный суд с понуждением заключить договоры теплоснабжения. Кстати, с тремя десятками управляющих компаний мы заключили договоры и вполне конструктивно сотрудничаем. Хочу еще раз отметить, что возникшая ситуация никоим образом не приведет к ухудшению качества теплоснабжения для населения. Формулировки в договорах, на которые эмоционально ссылаются наши оппоненты, предусматривают возможность отключений… только в случае аварии. Не стоит сеять панику на пустом месте и манипулировать страхами людей.

Поставщики не несут ответственность за ржавую горячую воду или порывы внутридомовых сетей. Их забота - доставить тепло до "стены" дома

Коммунальщики не спешат заключать договоры теплоснабжения из-за наступающей обязанности собирать платежи с населения. Но именно они находятся в конце цепочки передачи тепла: используя предоставленный ресурс, оказывают услугу населению в виде горячей воды в кранах и теплой батареи. Для УК это дополнительная "головная боль", от которой они были благополучно избавлены прежним поставщиком тепла, который взял на себя ответственность за прямые расчеты с жильцами МКД, но не справился - долги в два миллиарда рублей повисли перед УТСК. Теперь боятся управляющие компании, прогнозируя собственное банкротство. В одной из УК Челябинска прозрачно намекнули, что не хотят работать "на чужого дядю", который никак не компенсирует затраты на сборы платежей с жильцов. И при этом предлагает взять на себя все риски, связанные с задолженностями, возникшими по вине неплательщиков.

В разъяснительном письме на этот счет ФАС сообщила, что заключение договора ресурсоснабжения является прямой обязанностью исполнителей коммунальных услуг, то есть управляющих компаний, и обратила внимание на то, что работа с должниками - часть обязанностей УК. Все затраты на биллинг заложены в плате за содержание, а не в тарифе на тепло.

В заложниках, как водится, оказались жильцы. Без своевременной передачи показаний общедомовых приборов учета УТСК вынуждена выставлять им счета по среднему нормативу. Конечно, впоследствии, после урегулирования всех формальностей, людям сделают перерасчет. Однако, как пояснил коммунальный омбудсмен региона Анатолий Вершинин, эта непростая процедура может растянуться на год.

- Налицо спор хозяйствующих субъектов, и остается надеяться на его скорейшее разрешение в суде, - сообщил Вершинин. - В Центре общественного контроля в сфере ЖКХ мы следим за общероссийской практикой. И могу вас заверить, что нигде в стране такой странной ситуации, как в Челябинске, еще не складывалось.

- К сожалению, жильцы зачастую сами отказываются от участия в управлении жилым фондом, не поднимают насущных вопросов, не ходят на общие собрания, - посетовал член правления "Опоры России" Валерий Шагаев, - и тем самым создается ситуация, когда управляющие компании получают возможность не выполнять свои обязанности. Существует процедура смены управляющей компании - она непростая, но действенная.

Еще одну проблему удалось решить прямо на съезде. Заложниками изменений в законодательстве стали владельцы нежилых помещений в многоквартирных домах. Для них после введения запрета на использование индивидуальных счетчиков, если ими не оборудован весь многоквартирный дом, плата за тепло подскочила в 1,7-11 (!) раз. По нормативу пришлось оплачивать не только отапливаемые квадратные метры, но даже подвалы, в которых никогда не было батарей.

В УТСК к проблеме отнеслись с пониманием.

- С владельцами нежилых помещений мы заключаем индивидуальные договоры, - пояснил Игорь Рындин. - Их насчитывается около 15 тысяч. На все вопросы, с которыми к нам обращаются предприниматели, мы стараемся реагировать оперативно и решать их в рамках закона. С необорудованных приборами отопления помещений плата за тепло взиматься не должна.

Челябинск Урал и Западная Сибирь