Как это удалось? Стало больше платежных точек, появились удобные для потребителя автоматизированные сервисы с предоставлением всех возможных способов оплаты: через личный кабинет, терминалы, кассы, приложения в iOS и Android и т.д.
В 2017 году полностью выполнена годовая ремонтная программа, снижено число технологических нарушений, не было крупных аварий. Повсеместно зафиксирован рост объемов подключения новых потребителей к сетям, причем среднее время присоединения снизилось до 90 дней. Даже в условиях консолидации ветхих электросетей обозначилась динамика снижения потерь. Уверен, что консолидация сетей региону необходима - для обеспечения надежного энергоснабжения нужен единый центр ответственности, единая электросетевая компания.
Менеджмент "Россетей" и МРСК Северного Кавказа вырабатывает ряд нестандартных решений, которые должны будут повлиять на ситуацию с потерями электроэнергии. Некоторые предполагается опробовать в 2018 году в Дагестане.
Потери электроэнергии в различных энергосистемах зависят от соотношения групп потребителей. Чем выше доля промышленного потребления (в "Тюменьэнерго", например, это 70,5 процента), тем ниже уровень относительных потерь (2,7 процента в 2016 году). А в энергосистемах с преобладающей социальной и бытовой нагрузкой потери электроэнергии значительно выше. Так, полезный отпуск, приходящийся на население, в Дагестане 34 процента, в Чеченской Республике - 37 процентов. А на Ставрополье население потребляет всего около семи процентов от общего объема, и здесь проблема потерь остро не стоит.
Энергетики кровно заинтересованы в том, чтобы на территории СКФО осуществлялось как можно больше инвестпроектов, и стремятся создать максимально благоприятные условия для обеспечения технологического присоединения к электросетям новых промышленных и сельскохозяйственных объектов. Еще одна закономерность: там, где высок уровень неплатежей и потерь, где нет прироста тарифа, возможности модернизации сетей минимальны. Поэтому необходимо создание в СКФО единого независимого тарифного органа, который регулировал бы тарифы исходя из экономической целесообразности. Мы не ждем, что кто-то решит наши проблемы, а сами находим решения, чтобы не подвести потребителей и укрепить надежность электросетевой системы. В 2017 году нам удалось доказать, что Северный Кавказ - не "черная дыра", что при системной и планомерной работе можно исправить ситуацию и добиться динамики. Энергетики Северного Кавказа это докажут еще не раз.