16.02.2018 14:40
В мире

Как художница из Беларуси покорила французов

Текст:  Вячеслав Прокофьев (Париж)
Природа не поскупилась для белоруски Елены Макаревич, по мужу - французскому адвокату - Вантрийон. Наделила ее нежной славянской красотой, которой другим представительницам прекрасного пола с лихвой хватило бы для счастливого устройства личной жизни. А в придачу расщедрилась и на таланты. Как творческие, так и деловые. Ведь Елена сейчас во Франции не только успешная и признанная художница, что здесь дорогого стоит, но и один из активных инициаторов нарастающего культурного обмена между Францией и Беларусью.
Читать на сайте RG.RU
Фотогалерея: Работы белорусской художницы Елены Вантрийон-Макаревич

Могла ли  она предположить, что так сложится ее судьба? Родилась в Минске еще в советское время. Мама работала в Райсобесе, отец умер, когда девочке было пять лет, и ее воспитывал отчим, армейский офицер.  Еще в школе увлекалась рисованием, что, правда, после не помешало ей отучиться в Государственном экономическом университете. Но живопись, желание художественного поиска привели Елену в минский центр декоративно-прикладного искусства.  "У нас были прекрасные педагоги, и им я обязана четко поставленным графическим рисунком", - вспоминает художница.

Остальное добирала уже  позже, когда переехала во Францию, в Высшей национальной  школе изящных искусств Парижа.

Как  это произошло?  Восемь лет назад на отдыхе в Хорватии познакомилась со своим будущим мужем, и эта встреча  изменила ее жизнь. Спустя год вместе с сыном от первого брака оказалась в небольшом уютном городке  Эрбле, что рядом с  французской столицей.

На Винзаводе представили работу Ирины Кориной "Не только про тебя"

Рождение второго ребенка и непроходящая тяга к палитре, краскам, которым отдавала все высвободившееся от  насущных забот время. Так появилась серия работ, посвященных  знаменитым "Русским сезонам" в Париже, организованным выдающимся антрепренером Сергеем Дягилевым.  Эти полотна неоднократно демонстрировались  на многочисленных вернисажах как во французской столице, так и за ее пределами. В 2016 году в рамках памятных дат ЮНЕСКО по случаю 150-летия со дня рождения Леона (он же Лев) Бакста, художника и сценографа  дягилевских спектаклей, 11 картин из этой серии,  в том числе "Белый лебедь", "Портрет Балерины",  "Поцелуй красной бабочки", "Тамара",  были   выставлены в Минске в Большом театре Беларуси.  

На мой вопрос, как можно охарактеризовать  артистическую манеру, которой она отдает предпочтение, Елена ответила, что, скорее всего, это некий "микст", сплав разных стилей.

- Мои вкусы постоянно меняются, - делится со мной Елена. - Начала с импрессионистов, далее попала под влияние классической художественной школы,  итальянского Возрождения. Побывав  в Испании в музеях Фигераса и Кадакеса, вдохновилась  сюрреалистическими фантазиями Сальвадора  Дали. А вот сейчас увлеклась экспрессионизмом.

И избалованные  французские любители живописи оценили творческий поиск минчанки.

Ее персональные выставки  с успехом прошли в парижских галереях "Artmonti",  "Vert Galant", "Everats", на большой Ярмарке современного искусства (GMAC).

Она постоянный участник престижных парижских "Осенних салонов", которые ныне проходят на Елисейских полях.  Более того, Елена  была принята в ассоциацию организаторов этого  салона,  где в свое время выставлялись Сезанн, Ренуар, Рерих, Сутин.

Вот тут-то проявились организаторские  способности энергичной, деятельной художницы. Дело в том, что Елена никогда не теряла связь с родными, друзьями и коллегами на Родине. Поставив перед собой задачу распахнуть двери "Осеннего салона" для талантливых белорусских  живописцев,  она с блеском ее реализовала, в чем ей, отметим, оказали всяческое содействие Посольство Беларуси во Франции, с которым у нее давно сложились самые теплые и дружеские отношения. В  октябре прошлого года в этом могли убедиться десятки тысяч столичных жителей, посетившие выставочные шатры салона, что выстроились вдоль самой красивой авеню мира.  В одном из них  расположились десять  белорусских художников, а по соседству, кстати, россияне - выпускники разных лет питерского  академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.  Работы "союзных"  мастеров получили высокую оценку посетителей, а организаторы салона не скрывали своего желания увидеть их и в будущем году.

В Москве открылась экспозиция о связи поэта Рильке с Россией

Надо отметить, что идея подобных "осенних салонов", о чем поведала  Елена,  в свое время дала щедрые всходы в Минске, где они стали регулярно проводиться. По  ее словам, в результате белорусская творческая молодежь "получила прекрасную возможность показать, на что она способна". Но и это еще не все. С легкой руки минчанки белорусские  таланты получили доступ и к ряду других выставок во Франции. А вот в середине февраля вместе с Владимиром Товстиком, Григорием Ситницей, Алесей Скоробогатовой и другими художниками, приехавшими из Беларуси, она приняла участие  в престижном парижском салоне современного искусства - "Арт Капиталь", который ежегодно проходит во дворце Гран-Пале в центре Парижа.  Этот проект  стал возможен благодаря поддержке  посла Беларуси во Франции  Павла Латушко, Минкульта Беларуси,  ассоциации "Диалог: Франция-Беларусь" во главе с известным оперным певцом Аркадием Володосем.

И еще об одной франко-белорусской программе рассказала Елена. Группа французских фотографов  в прошлом и позапрошлом годах совершили тур по достопримечательным местам Беларуси.

- Получились прекрасные, высокохудожественные фотографии для совместной выставки и для книги о Беларуси, - уточнила Елена, - которые, насколько мне известно, будут посвящены 25-летию  установления дипломатических отношений между Беларусью и Францией.

Беларусь Франция Живопись