27.02.2018 08:38
Санкт-Петербург

В Петербурге обсудят будущее рынка труда

В Петербурге обсудят будущее рынка труда
Текст:  Вера Черенева
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №42 (7505)
В "Экспофоруме" 1 и 2 марта пройдет Международный форум труда. Он соберет ведущих мировых экспертов в области кадрового обеспечения. Специалисты обсудят целый спектр вопросов, касающихся производительности труда, подготовки кадров, обеспечения рабочих мест. "Красной линией" на форуме будет проходить тема цифровизации и автоматизации. Повышенное внимание к этим вопросам неудивительно, ведь сейчас рынок труда оказался на пороге перемен, которые можно сравнить с промышленной революцией.
Читать на сайте RG.RU

Время роботов

Рынок труда переживает серьезные трансформации. Многие профессии уходят в прошлое, вместо них появляются другие. Пока этот процесс локален. Так, уберизация затрагивает в первую очередь службы такси, сервисы по доставке продуктов, справочные службы. Новые технологии формируют иное качество жизни и запросы потребителей, как следствие, например, исчезла совсем появившаяся всего

20 лет назад такая профессия, как оператор пейджинговой компании.

Соответственно, существование целого ряда профессий зависит в первую очередь от того, какие прорывные технологии по-явятся в ближайшем будущем.

Причем влиять на этот процесс или даже прогнозировать его ход практически невозможно. Все это порождает глобальную неопределенность. Граждане боятся, что с развитием технологий они лишатся работы, руководители компаний понимают, что если они не будут внедрять инновации, то рискуют потерять свои позиции на рынке, что, опять же, повлечет за собой сокращение штатов.

Эту ситуацию сравнивают с периодом кануна промышленной революции, случившейся в начале XIX века, когда появились новые станки, позволяющие автоматизировать производство. Тогда специалисты ручного труда столк-нулись с технологической безработицей и стали протестовать, уничтожая ткацкие станки. Движение луддитов было массовым, но оно не смогло остановить ход прогресса. Более того, внедрение станков во всех отраслях привело к сильнейшему кадровому голоду. Продукция промышленности стала доступной, спрос на нее оказался массовым, и предприятиям потребовалось в разы больше рабочих, чем когда-то трудились в цехах и на мануфактурах.

Сработает ли аналогичный сценарий при внедрении цифровых технологий и автоматизации - во-прос глобальный. Но тем не менее, изменение кадрового состава предприятий неизбежно. Денис Поповцев, главный аналитик образовательного департамента Фонда развития интернет-инициатив, во время конференции "Вызовы и возможности для молодежи в цифровой экономике" отметил, что, в отличие от периода промышленной революции, когда изменения затронули в первую очередь ремесленников, сейчас под ударом целый спектр профессий так называемого интеллектуального монотонного труда. Бухгалтеры, аналитики, делопроизводители, операционисты - долгое время именно за счет их формировался класс "белых воротничков". Сейчас их вытесняют цифровые технологии.

По оценкам консалтинговой компании "BCG", сейчас потребность в сотрудниках монотонного интеллектуального труда падает сильнее, чем в специалистах, работающих руками, - рынку нужен официант и повар, а не сорок девятый экономист в плановом отделе.

Яркий пример - ситуация в банковской сфере. С развитием мобильного банкинга клиенты проводят операции уже не в офисах банков, а со своих мобильных телефонов. Обращение наличности сокращается, соответственно падает необходимость и в большом количестве банкоматов, и в сотрудниках, которые их обслуживают. Кроме того, банки активно изучают технологию блокчейна, которая позволит сократить время операций с суток и недель до нескольких секунд. Нововведение даст импульс развитию международной торговли, повысит прозрачность банковских операций, но приведет к тому, что невостребованными окажутся целые отделы, которые сейчас следят за всеми этими транзакциями.

Квалификационная надстройка

Грядущие кадровые трансформации превратились в одну из страшилок современности. То и дело в глобальной сети появляются списки профессий, которые якобы исчезнут через пять или десять лет.

Роберт Уразов, генеральный директор союза "Молодые профессионалы", считает, что рубить с плеча преждевременно. По словам эксперта, изменения, конечно, будут. Но практика последних лет показывает, что с появлением новых технологий сотрудникам потребуется в первую очередь не менять профессию, а получать новую квалификацию, которая позволит им эффективно работать в новых условиях.

Сейчас, согласно исследованию ВШЭ, всего 13 процентов сотрудников российских предприятий и организаций проходят дополнительное обучение. И это те сферы, где необходимость повышать квалификацию прописана в законодательстве: учатся врачи, учителя, пилоты. Соответственно, уверен Уразов, если вопрос с дополнительным обучением сотрудников будет внедрен в сферах, куда приходят технологические изменения, это позволит компаниям перейти "на новые рельсы" и сохранить штат сотрудников.

Кроме того, с развитием технологий упрощается получение новых профессий. Например, если раньше токарей учили 2-3 года, то теперь операторов ЧПУ, работающих на токарных станках, готовят за полтора месяца.

Автоматизация на предприятиях привела к тому, что менять профессию стало легче. Но для того, чтобы свободно перемещаться по рынку труда, необходимо хорошее базовое образование, которое должно стать основой для получения каких-то локальных компетенций.

Учеба на перспективу

В мире, где производство автоматизировано, а все операции переведены на "цифру", в центре особого внимания работники поколения Z - это люди, рожденные после 1995 года, именно на них сейчас возлагаются особые надежды.

Поколение Z только начинает выходить на рынок труда. Нынешние старшеклассники и студенты не должны оказаться в ситуации, когда знания, полученные ими в процессе учебы, окажутся заведомо не нужными рынку труда. То есть поколение Z должно занять как раз те отрасли рынка труда, которые только формируются.

Но здесь, как считает Денис Поповцев, есть серьезная проблема: никто не знает, какие именно по-требности будут на рынке труда через пять, а тем более - через 10 лет. Пока известен лишь тренд - нужны не те люди, которые умеют выполнять инструкции и следовать алгоритмам, а те, кто может их писать. По оценкам консалтинговой компании "BCG", к 2025 году в России появится необходимость как минимум в девяти миллионах сотрудников, которые обладают такими компетенциями.

И это серьезный вызов для системы образования, ведь требуется изменение традиционного уклада - студенты в первую очередь должны не запоминать данные, а трансформировать их в знания и алгоритмы, причем по сложным моделям, которые в принципе недоступны для искусственного интеллекта. Цифровая экономика сама себя не создаст, ее будут формировать как раз те самые сотрудники из поколения Z.

Речь идет не об отдельных талантах, которые могут заглянуть в будущее, ставка заранее сделана на всех молодых специалистов. И это тоже очень серьезный вызов. В России поколение Z - это подростки, рожденные в девяностые, когда страна переживала сильнейший демографический спад. Кроме того, в России, как и во всем мире, увеличивается возраст трудоспособности.

Безусловно, если переобучение и повышение квалификации станет массовым явлением, оно затронет в том числе и сотрудников старшего возраста. Но очевидно, что им будет сложнее, ведь с момента, когда они получили дипломы, программы трансформировались сильнее, чем у вчерашних выпускников.

Таким образом, в общей структуре рынка труда через 10-20 лет доля поколения Z будет совсем невелика.

IT - не панацея

В условиях глобальных вызовов желание прыгнуть на ступеньку уходящего поезда велико как никогда. Даже непрофильные компании формируют IT-отделы и экспериментируют с блокчейном, родители массово отправляют детей учиться на программистов. Все это уже было в девяностые, когда рынок труда радикально трансформировался под условия рыночной экономики. В результате возникла глобальная диспропорция на рынке труда, когда слишком многие получили дипломы юристов и экономистов. Эксперты говорят: сейчас существует риск наступить на те же грабли.

По словам директора по социальным исследованиям Высшей школы экономики Лилии Овчаровой, изобретать велосипед работодателям не имеет смысла. Если они хотят идти в ногу со временем, то в первую очередь нужно наладить дополнительное обучение действующих сотрудников. Для этого не нужно менять законодательство и что-то кардинально трансформировать, главное - уйти от формального подхода, когда курсы проходят только ради отметок об их окончании.

Также работодателям нужно прийти к пониманию, что в выражении "человеческий капитал" - ключевым словом является именно "капитал". Если в цифровой экономике двигателем являются не руки, а знания, работодатель должен быть готов за это платить.

Тогда, собственно, и у сотрудников появится стимул овладевать дополнительными навыками и компетенциями. Пока же российским компаниям этот пункт дается сложнее всего. По оценкам ВШЭ, большинство рабочих мест сейчас создаются в низком ценовом сегменте, а требования к новым специалистам зачастую оказываются несопоставимыми с их задачами.

Эксперты сходятся во мнении: массовой безработицы, тотальной роботизации и прочих ужасов, расписанных в антиутопиях, на рынке труда не будет. Технологии не будут заменять человека, они призваны взять на себя монотонную работу, которую будут выполнять без потери качества, и фраза "человеческий фактор" уйдет в прошлое. В то же время сам человек никуда не денется из сфер, где требуются нестандартные и творческие решения.

Тем не менее, этот процесс должен быть управляемым. Именно поэтому и проводятся такие меро-приятия, как Международный форум труда. За два дня представители органов власти, крупнейшие работодатели, руководители вузов и ученые поделятся своими данными о том, как проходит автоматизация и цифровизация, какие проблемы есть в этих процессах и обсудят пути их решения.

Учитывая общественную дискуссию вокруг этих вопросов, площадки форума будут открыты для всех желающих. Работники кадровых служб, родители будущих выпускников и все интересующиеся данной проблематикой смогут прийти на заседание любой секции, послушать доклады и даже принять участие в дискуссиях. Площадки Международного форума труда будут открыты с 10.00 до 18.00.

Санкт-Петербург Северо-Запад