Инициативная группа решает непростую задачу - сделать так, чтобы деятельность геопарка отвечала требованиям ЮНЕСКО и не противоречила российскому законодательству. Дело новое, сложностей - хоть отбавляй.
По словам депутата Госсобрания - Курултая РБ Руфины Шагаповой, в действующем законодательстве нет даже понятия "геопарк". Для того чтобы закрепить его в правовом поле, башкирские парламентарии выступили с инициативой по внесению изменений в федеральный закон об особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Однако появились сомнения, верно ли выбран путь?
- У меня даже с коллегами возникает много споров по этому поводу. Потому что охранный статус накладывает очень много ограничений, особенно для хозяйственной деятельности. Для местных жителей - это огромный минус, и они нам спасибо не скажут. С другой стороны, ЮНЕСКО требует, чтобы местных жителей не ущемляли в правах, более того - стимулировали и вовлекали в процесс. Поэтому надо выработать единую концепцию, для чего мы периодически проводим обсуждения со специалистами, - отметила Шагапова.
Заведующая лабораторией ООПТ Научно-исследовательского института безопасности жизнедеятельности Республики Башкортостан (НИИ БЖД РБ), кандидат экономических наук Екатерина Богдан напомнила позицию ЮНЕСКО:
- Геопарк - не ООПТ, но внутри него ключевые объекты геологического, природного, культурного наследия обязаны охраняться в рамках национальных, региональных и местных законов. Организация геопарка ни в коем случае не должна мешать хозяйственной, экономической деятельности, которая традиционно велась на этой территории.
Учитывая, что в нескольких регионах России уже созданы геопарки, назрела необходимость в федеральном законе. Но законы пишутся годами, а легитимно работать надо уже сейчас.
Как отметил Альфред Акбашев, директор санатория "Янган-Тау", в структуре которого создан центр науки, образования и туризма геопарка, нужны новации, которые помогали бы работать.
- К сожалению, существующее законодательство носит разъединяющий характер. Район единый, а лесные угодья находятся у одного хозяина, речные - у второго, пахотные - у третьего. Есть еще муниципальная собственность. Даже с точки зрения создания геопарка, управляемость территорией вызывает большие сомнения. Безопасность туристов, снижение рисков стоит на первом месте. Без поправок в законодательство мы этого обеспечить не можем, - подчеркнул Альфред Акбашев главную проблему.
- Мы предлагаем внести изменения в региональное законодательство: закрепить в нем понятие "геопарк" и повысить возможность охраны памятников геологического значения. В частности, в Экологическом кодексе РБ добавить в перечень объектов охраны окружающей среды геологические. В геопарке "Янган-Тау" статус ООПТ надо придать разрезу Большая Лука, который в нашем номинационном досье позиционируется как объект международного значения, но не имеет охранного статуса, - прокомментировала Екатерина Богдан.
Такая новация помогла бы спасти и пещеры. Они остаются беззащитными перед толпами туристов, которые захламляют их отходами и рисуют на стенах граффити. Из-за этого страдает и расположенная в Салаватском районе Идрисовская пещера, где обнаружены рисунки эпохи палеолита.
Еще одна новация может появиться в региональном кодексе о недрах. В него предлагают добавить положение, что недра можно использовать в качестве рекреационных объектов, а также в образовательно-просветительских целях.
Не все эксперты согласны с тем, что у геопарков должен быть особый статус. Одним из основных аргументов "против" является такой: если сделать их особо охраняемой природной территорией, экономическая жизнь станет невозможной. Как тогда жить и работать людям?
По мнению ученых, проблем не будет, поскольку никто не собирается запрещать строить или добывать полезные ископаемые повсеместно. Кроме того, предлагается зафиксировать в Экологическом кодексе РБ то, что геопарк обязан согласовывать свои действия с хозяйствующими субъектами. Представители местной власти говорят, что собственников много, а управляемости и контроля нет. Поэтому главное - полномочия, которыми надо наделить координационный совет или дирекцию геопарка. Полагаться на существующие законы сложно, их и сейчас много, но речь идет о том, чтобы они были состыкованы на территории геопарка, не работали вразнобой.
Замначальника лаборатории ООПТ и биологических ресурсов НИИ БЖД РБ Александр Волков уверен, что механизм регулирования рекреации, то есть отдыха на природе, можно разработать благодаря сети местных ООПТ. Закон не запрещает организовывать их регионам и муниципалитетам. Не исключено, что в Башкирии могут появиться такие понятия, как ландшафтный парк, живописный ландшафт, речная долина - их аналоги уже существуют в субъектах Российской Федерации. Специалисты говорят, что формировать много охраняемых мест не стоит, поскольку каждый раз при изменениях в документации придется проводить государственную экологическую экспертизу, что отрицательно скажется на скорости принятия управленческих решений. Сейчас на территории геопарка девять ООПТ общей площадью 900 гектаров. Сколько будет новых, станет известно после инвентаризации территории и выявления отдельных участков, которые станут ООПТ регионального или местного значения.
Экономическая отдача от таких территорий видится в поступлениях от платы за рекреационные услуги. Их никто не навязывает. Дойдя до границы ООПТ, человек может выбирать, идти ли ему дальше и платить, или найти другое место для отдыха. Его будет вдоволь, ведь ООПТ обычно занимают не более 25 процентов территории.
Возникает и другой вопрос: на чьи гуляем? Очевидно, что если геопарк создается на уровне района, то и финансировать его должен район.
- Надо переходить к природоподобным технологиям - достижению баланса между биосферой и техносферными процессами - это и есть основная цель, которую должен преследовать геопарк. Мы разрабатываем проект зонирования территории. За основу взят генплан развития Салаватского района, где выделены зоны интенсивной хозяйственной деятельности, "зеленые" и другие. На территории есть объекты, которые подлежат охране, а значит, там хоздеятельность или запрещена, или ограничена. Имея на одном полюсе абсолютную свободу, на другом - ограничение, мы должны предложить схему развития, чтобы этот баланс не нарушался. Если обнаружится конфликт, то его надо решать точечно, потому что переделывать генплан и дорого, и долго, - объяснил Александр Волков.
Екатерина Богдан добавила, что работа по зонированию будет вестись до октября.
- В итоге она приведет к разработке положения о геопарке. Картосхема зонирования будет утверждена постановлением правительства. Но для усиления статуса геопарка, безусловно, нужен закон, - подытожила она.
На очередном заседании рабочей группы Госсобрания РБ по совершенствованию экологического законодательства было решено разработать региональный закон о геопарках.
1774 квадратных километра составляет территория геопарка "Янган-Тау".
Руфина Шагапова, депутат Госсобрания - Курултая Республики Башкортостан:
- Хозяйственная деятельность нужна, но и уникальные объекты нельзя при этом подставлять под удар. Ради таких объектов туристы едут с другого конца света, а мы можем потерять их, если будем развивать только экономику. Сейчас разные участки территории курируются разными ведомствами. А если установить единые правила для всех, то каждый увидит свою роль и перспективы развития. И тогда получим результат, на который рассчитываем. Идея геопарка хороша тем, что останутся довольны не только туристы, увидевшие редкие достопримечательности, но и местные жители. Пусть они не биологи, не знают, где сколько эндемиков растет, но они понимают, что это - драгоценность, которая дает им экономическую выгоду. Если они на турпотоке заработают деньги, то будет и развитие. Почему за границей никто не мусорит, везде чисто и ухожено? Потому что там достигнуто сочетание экологии и экономики, когда выгодно всем.