Так, в адрес страхового сообщества нередко раздаются замечания в неэффективности использования средств в системе ОМС. Из наиболее частых: дескать, страховые компании нерационально расходуют средства, предназначенные для оплаты медицинских услуг, зато процветают чиновники ОМС, получая большие доходы за счет начисления штрафов, налагаемых за действия врачей, в т.ч. за "плохой почерк".
Однако достаточно обратиться к официальной статистике, чтобы понять, как обстоит дело. По данным Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС), в 2016 г. доля средств, направленных на формирование страховыми медицинскими организациями (СМО) собственных средств, составила 1,05% от общей суммы средств на оплату медицинской помощи, что является нижней границей установленного законодательством коридора в 1-2%. Доля собственных же средств страховых компаний, сформированная по результатам штрафов, - в 50 раз меньше.
При детальном анализе и другие картины выглядят по-иному. За понятием недобросовестная работа, например, скрывается ряд серьезных дефектов оформления первичной медицинской документации в медицинских организациях.
К ним относятся также отсутствие документального подтверждения объема, сроков и условий оказанной медицинской помощи; непредоставление первичной медицинской документации, подтверждающей факт оказания медицинской помощи; наличие признаков искажения сведений (дописки, исправления, "вклейки" в медицинские карты).
Некорректное оформление документов зачастую в принципе не позволяет оценить качество оказания медицинской помощи пациенту, включая динамику его состояния, объем и условия предоставления лечения. По сути, львиная доля таких дефектов означает, что к оплате за счет государственных целевых средств предъявлялась фактически не оказанная медицинская помощь.
Не здесь ли источник разночтений в оценке работы страховщиков?
Медуслуги под контролем
Система ОМС охватывает подавляющую часть населения нашей страны. Поэтому было бы целесообразно обсуждать ее будущее и оценивать текущую эффективность с учетом мнения самих граждан.
В ноябре 2017 года ВЦИОМ представил результаты опроса россиян с оценкой системы ОМС и российского здравоохранения в целом. В первую очередь исследование показало высокую востребованность среди населения услуг, предоставляемых в системе ОМС.
Как продемонстрировал опрос, 89% россиян обращались за медицинской помощью по полису ОМС, при этом 53% - в течение последнего года.
Также россияне поддержали старт работы института страховых представителей - масштабного проекта Минздрава России, ФФОМС и страховых компаний, направленного на повышение уровня информированности граждан об их возможностях в системе ОМС и, как следствие, повышение качества оказания медицинских услуг. Работу страховых представителей положительно оценили 73% граждан.
Дееспособной систему, при которой именно страховая компания, выдавшая полис ОМС, защищает права пациентов, назвали 82% опрошенных россиян. При этом четверть граждан (25%) отметили значимую роль в улучшении качества медицинских услуг организаций, независимых от медицинских учреждений.
С заботой о пациенте
Эксперты и население сходятся во мнении, что у системы ОМС есть немалые достижения в настоящем и целый ряд задач на будущее по созданию такой системы здравоохранения в нашей стране, в центре которой будут потребности именно пациента.
Это позволяет прояснить еще один аспект дискуссии - о необходимости возврата к "советской" бюджетной системе здравоохранения, что, вопреки многим заявлениям, идет в разрез с мнением российского и международного медицинского сообществ и задач, сформулированных руководством нашей страны о создании и развитии страховых принципов российского здравоохранения.
В 2018 году предусмотрено значительное увеличение расходов на медицинскую помощь за счет средств системы ОМС - прирост составит 333 млрд рублей (увеличение на 21,5 процента). Это даст возможность обеспечить граждан качественной и доступной медицинской помощью.
Не вызывает сомнения то, что страховую систему нужно совершенствовать. Но необходимо также учитывать тот позитивный путь, который она прошла за последние годы.
Юрий Жулев, сопредседатель Всероссийского союза пациентских организаций:
- Споры о сохранении или отказе от текущей страховой модели не утихают с начала работы системы ОМС в нашей стране. Опасения, которые были в начале ее работы, во многом либо уже прошли, либо не оправдались.
Сегодня есть немало возможностей для лечения пациентов в системе ОМС, в т.ч. с хроническими заболеваниями, и это хорошо. Но главное, на что я бы хотел обратить внимание: страховая медицина предполагает создание и содействие развитию конкуренции между медицинскими учреждениями за потоки пациентов. Это позволяет нам сделать еще один шаг на пути создания пациентоориентированной медицины, о чем неоднократно говорило руководство нашей страны.
Андрей Решетников, академик РАН:
- Сегодня неинституционально перенесена ответственность с медицинских организаций за качество медицинской помощи на страховщиков, которые сами медицинские услуги не оказывают и поэтому не могут впрямую влиять на их качество. Вместе с тем в реальной жизни существуют риски отказа в оказании медицинской помощи, замена бесплатных на платные медицинские услуги, нанесение ущерба пациенту при оказании медицинской помощи, отказ в бесплатных лекарствах при лечении в стационаре, финансовые издержки при судебных процессах, навязывание ненужных (в том числе платных) медицинских услуг и многие другие. Повседневное решение этих проблем пациента и обосновывает участие страховых медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования. Для того чтобы страховые медицинские организации работали более эффективно, необходимо утвердить экономическую основу страхования.