05.04.2018 19:21
Экономика

Эксперты узнали, как люди выбирают свою профессию

Чаще всего люди выбирают профессию по совету родителей
Текст:  Марина Гусенко
Российская газета - Федеральный выпуск: №73 (7536) Российская газета - Столичный выпуск: №73 (7536)
Люди выбирают профессию, чаще всего руководствуясь не своими желаниями, склонностями и способностями.
Читать на сайте RG.RU

Это выяснили специалисты исследовательского центра портала Superjob, опросив по просьбе WorldSkills Russia жителей разных регионов страны. Результаты: большинство работников занимаются не своим делом, не испытывают радости на работе и часто ее меняют.

Реальные зарплаты россиян выросли на 10,5 процента

Более половины (58 процентов) опрошенных сообщили, что им приходилось хоть раз в жизни кардинально менять профессию. Отвечая на вопросы о том, что повлияло на выбор первой профессии, 18 процентов ответили, что большое влияние оказали родители, 15 процентов сослались на жизненные обстоятельства, 9 - на предполагаемую зарплату, 6 процентов прислушались к советам учителей.

Только каждый седьмой респондент аргументировал выбор способностями или призванием. При этом крайне мало людей пробовали себя в той или иной специальности перед тем, как принять решение о выборе будущей профессии. Те, кому пришлось уже во взрослом возрасте сменить ее, руководствовались примерно тем же, чем и при первоначальном выборе будущей специальности - 16 процентов своими склонностями и призванием, остальные - жизненными обстоятельствами, советами окружающих, ожидаемой зарплатой.

По мнению гендиректора Союза "Молодые профессионалы" (WorldSkillsRussia) Роберта Уразова, профориентация с акцентом на практику очень важна. Особенно в средних и старших классах школы полезно "примерить" на себя профессию, пообщаться с человеком, который в этом деле знает все тонкости. Профориентация по типу: "вот смотрите, есть профессия пекаря - пекарь печет хлеб" - куда менее полезна, чем возможность что-то сделать самому.

Только каждый седьмой россиянин выбирает профессию по призванию

Согласен с этим и проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. Регионам под силу создать центры познавания профессий для старшеклассников, где они могли бы за несколько лет попробовать 10-15 специальностей, чтобы выбрать свою. Если бы дети могли посещать предприятия и даже выполнять на них несложную работу и через это знакомиться с профессией, их дальнейший выбор был бы более осознанным, считает он.

Работа