05.04.2018 23:05
Культура

В российский прокат вышел фильм "Гоголь. Вий"

В прокате - "Гоголь. Вий" Егора Баранова
Текст:  Александр Нечаев
Российская газета - Федеральный выпуск: №73 (7536)
В Диканьке после смерти столичного сыщика дела пошли хуже прежнего: дивчины продолжают пачками гибнуть от рук нечистой силы. Помощник сыщика Николай Васильевич Гоголь тем временем никак не прояснит свои отношения с потусторонним миром. Утопленница, с которой у Гоголя случилась плотская связь в прошлых сериях, ревнует его к дворянке Лизе. Но любовь придется отложить - Гоголь полагает, что некто пометил знаками дома, где живут самые красивые обитательницы Диканьки, чтобы затем отправить барышень к праотцам.
Читать на сайте RG.RU

На наших глазах развивается удивительная история - как телевидение может чувствовать себя уверенно на больших экранах. Компания Александра Цекало "Среда" снимала "Гоголя" как сериал для обновленного канала "ТВ-3". В качестве эксперимента первые две серии выпустили в прокат - скорее, для раскачки молодой аудитории, отвыкшей смотреть ТВ, нежели в расчете на большую кассу. Однако "Гоголь. Начало" собрал деньги, которые его создателям не снились - почти 500 млн. рублей. Стратегия выпуска оставшихся серий "Гоголя" тут же была пересмотрена. Премьерой на ТВ выйдут лишь две серии из снятых восьми - вероятно, осенью 2018-го. Оставшиеся будут крутить в кинотеатрах. Второй блок из двух серий только что вышел в прокат.

Вышел финальный трейлер фильма "Гоголь. Вий" с песней Drowning Pool

Успех "Гоголя" - феномен, к которому следует присмотреться повнимательнее. Дело не только в его телевизионной природе. В "Вие" эта природа как раз режет глаз. Теледраматургия довольно отличается от драматургии большого кино. Если пилотные серии телесериалов более менее похожи на фильмы, то дальше все встает на свои места - действие тянется в несколько раз медленнее, чем следует, мизансцены все банальнее, актерская игра - шаблоннее, а единожды найденный крючок, держащий зрительское внимание, создатели норовят использовать по второму, третьему и четвертому кругу. Все эти слабые места свойственны "Вию". Если у вас не выветрились воспоминания о "Гоголе. Начале", то просмотр еще двух серий подряд превратится в бесконечное дежавю - все козыри авторы сериала выложили в пилоте, теперь началась затяжная карточная партия со зрителем, которого изредка бодрят приемами готического хоррора имени Тима Бертона. В промежутках включается самая настоящая мыльная опера. Плюс "Гоголь" - даром что сериал - страдает болезнью почти всего нашего коммерческого кинематографа, который научился пускать пыль в глаза внешними эффектами, но пока с большим трудом наполняет яркую форму конгениальным содержанием.

Продюсер Цекало и режиссер Баранов, кажется, нащупали рецепт осовременивания классики

Присмотреться же к детищу продюсера Цекало и режиссера Баранова стоит из-за того, что они, кажется, действительно нащупали рецепт осовременивания классики. Биография Гоголя предстает перед нами в виде бульварного гиньоля, викторианского ужастика, сделанного нарочито варварскими методами. Литературный код гоголевской прозы не имеет почти ничего общего с визуальным кодом сериала, на ней базирующегося. Этот визуальный код родом если не из современности (все-таки "Сонной лощине" уже много лет), то из той эпохи, которая говорит с посетителем кинотеатров на понятном языке. Удивительно, конечно, что никто не додумался провернуть эту операцию раньше - тем более с Гоголем, американский кузен которого Эдгар Аллан По западной поп-культурой переосмыслен десятки раз. Успех "Гоголя" открывает российским продюсерам и режиссерам совершенно фантастические перспективы: теперь должны появиться бодрый эротический триллер по мотивам "Героя нашего времени" или, к примеру, приключенческий боевик "Фрегат "Паллада". Тиражам Лермонтова и Гончарова от этого станет только лучше - проверено "Гоголем".

Кадры из фильма "Гоголь. Вий"
Наше кино