Картина вышла на экраны в ноябре без рекламы и, естественно, продержалась в кинотеатрах всего несколько дней, не вызвав интереса. Посмотрим, что, по мнению зрителей "Дубль дв@", потеряла публика.
"Редчайшей свободы картина, созданная из нитей-посылов, недоговоренностей, атмосферы и деталей, что зовут киногенией", - пишет Сергей Русаков. "Этот фильм можно смотреть по-разному, - отмечает Галина Шаталова. - Можно увидеть покосившиеся заборы, обшарпанное общежитие, бедную одежду, руины на месте взрыва и старую кузницу, а можно бездонное синее небо, степь, одухотворенные лица героев, услышать фантастически прекрасную музыку и почувствовать тот замысел, который родил эту картину, где все гармонично и светло".
"Фильм о настоящей дружбе", - считает Андрей Евтушенко, автор рецензии под заголовком "История одного изобретения".
"Фильм на производственную тему из советского времени постепенно превращается в подлинный русский эпос, безбрежный и вечный, никогда, по слову Михаила Бахтина, не завершающийся", - размышляет священник Александр Шумский, увидевший в картине метафору дара России восставать из пепла: "Фильм Элины Суни о вечной Руси, которая периодически почти исчезает, но вдруг на глазах у изумленного мира вновь воскресает". Фильм о свободе, утверждает автор рецензии, а проявление подлинной свободы - "когда человек не бунтует, но и не ломается. Только люди, наделенные такой свободой, способны на жертвенный подвиг... Картину по праву можно отнести к категории фильмов большого стиля".
Согласитесь, если при наличии куда более массовых жанров, представленных фестивалем, его хитом становится так называемый производственный фильм, в этом уже есть нечто знаковое. Значит, зрители перекормлены бездумной развлекухой, триллерами, хоррорами и "фэнтези", все более неотличимыми друг от друга.
В разговор о фильме включился его композитор Александр Григорьев, изумленный тем, что от внимания зрителей - редкий случай - не ускользнул саундтрек, плод коллективного творчества, где необычна даже инструментовка. Зрители пишут о режиссуре европейского уровня (Элина Суни), операторской работе (Сергей Кулишенко), актерах, среди которых особо выделяют московскую актрису Маргариту Кутовую в роли казашки Айнур и Владимира Ильина в "роли второго плана". Надо сказать, редкий фильм даже массового проката удостаивается столь серьезного и эмоционального анализа в прессе, какой учинили авторы нашего форума.
"Холодное танго", реж. Павел Чухрай
Сергей Герасименко: В фильмах каждый находит что-то свое. Мое сердце, мои эмоции жили в этом красивом (с точки зрения операторской работы) фильме, я переживал, плакал, сжимал руки в бессильной злобе. Но моя голова, логика, разум отключились после сцены изнасилования. Дальше можно было просто не снимать, а пустить финальные титры на фоне мальчика, сжимающего нож. Все остальное - декорация падения главного героя вплоть до момента его неотвратимого покаяния. Здесь героев в моем понимании нет: для меня фильм о том, как можно, один раз оступившись, потерять все.
"Ке - ды", реж. Сергей Соловьев
Ольга Юсова: Страшным символом фильма стал мальчик-аутист. Его лицо показано рекордное количество времени - так, чтобы мог сформулировать даже тупой: вот что вы сделали с детьми, вот результат ваших политик, войн, конституций, манипуляций и экспериментов над народом... Главный герой, хипповатый ботан Джаггер, уходит в армию. Соловьев делает акцент на связи времен: кадры проводов Джаггера перемежаются с кадрами из фильма "Летят журавли". Символика прозрачна: оба эти не приспособленные к военному делу юноши - и Борис у Калатозова, и Джаггер у Соловьева - могут быть лишь пушечным мясом, хотя созданы для жизни и любви. И если заставить Джаггера стрелять по абстрактным мишеням, то от ваших танков его просто стошнит.