11.04.2018 00:00
Экономика

Защита жизненно важных для России отраслей экономики должна быть абсолютной

Защита жизненно важных для России отраслей экономики должна быть абсолютной
Текст:  Михаил Делягин (исполнительный директор Института проблем глобализации)
Российская газета - Федеральный выпуск: №76 (7539)
Бесконечные истерики европейских политиканов, мечтающих разрушить свои экономики отказом от российского газа в пользу американского, который дороже в 1,7 раза, но зато исходит из "демократии" и потому является религиозной ценностью, почти полностью дискредитировали понятие "энергетическая безопасность".
Читать на сайте RG.RU

А между тем сейчас, когда Запад развязал против нас "холодную войну" на уничтожение и ведет ее системно и последовательно, расчетливо используя непристойные истерики и провокации как эффективный инструмент подрыва наших интересов, обеспечение безопасности становится не просто актуальной, но важнейшей проблемой.

В том числе и в области энергетики - важнейшей сфере жизнеобеспечения каждого общества.

Важно понимать, что основные интересы иностранных корпораций, даже имеющих обширный бизнес на территории России и извлекающих у нас значительные прибыли, находятся вне нашей страны и связаны с финансовыми и политическими центрами Запада.

Представители западных корпораций десятилетиями бесстыдно учили нас отделенности бизнеса от политики. Однако их полное и безоговорочное подчинение наносящим им же ущерб произвольным санкциям, вводимым по откровенно вздорным поводам, наглядно доказывает: сегодняшний зарубежный бизнес есть не более чем инструмент западных политиканов. И в любой момент готов действовать по их команде против нас даже вопреки собственным коммерческим интересам.

Сегодняшний зарубежный бизнес есть не более чем инструмент западных политиканов. И в любой момент готов действовать по их команде

Все велеречивые рассуждения "капитанов индустрии" о взаимопонимании и взаимовыгодном сотрудничестве, о свободе предпринимательства, политическом влиянии, прибылях, рабочих местах, интересах акционеров и социальной ответственности становятся бессмысленным сотрясением воздуха, когда управляемые глобальными спекулянтами политиканы дают им команду "фас!" (или, например, "к ноге!").

Поэтому передача стратегических отраслей России под контроль зарубежного бизнеса абсолютно недопустима: в условиях развязанной против нас "холодной войны" это прямое и откровенное приглашение к будущим враждебным действиям. И если не прямым диверсиям, то, как минимум, к откровенному саботажу.

Возможно, именно поэтому либеральные реформаторы, обслуживающие (если судить по их действиям) интересы глобальных спекулянтов даже на высших государственных должностях, прилагали и прилагают до сих пор поистине титанические усилия для максимальной передачи стратегических активов России под контроль западного бизнеса и концентрации ранее переданных активов в руках крупных западных корпораций.

В ряде случаев - еще и государственных. Яркий пример - недавняя покупка финской компанией Fortum 47,12% акций немецкой Uniper. В результате на российском рынке тепла и электроэнергии возникает супермонстр, контролирующий отрасли жизнеобеспечения сразу нескольких регионов.

Так, Fortum владеет (через фирму "Фортум") пятью теплоэлектростанциями в Челябинской области, тремя - в Тюменской области (в том числе Няганской ГРЭС, одной из самых крупных и современных в России), а также тремя солнечными электростанциями. С превращением в крупнейшего акционера Uniper это хозяйство прирастает Сургутской ГРЭС-2, Березовской, Шатурской, Смоленской и Яйвинской ГРЭС.

Существенно, что приватизация, проведенная в определенное время вполне определенными лицами, привела к переходу описанных активов под контроль... государства. Только не российского, а финляндского - ибо Fortum является государственной компанией: более половины ее акций принадлежит правительству Финляндии, которое, несмотря на нейтральный статус, последовательно заявляет о том, что не отказывается от вступления в НАТО.

О значении, которое придает этому концерну финское руководство, и о возможной направленности его деятельности свидетельствует то, что председателем совета директоров Fortum является, по данным СМИ, не министр экономики и даже не премьер, а министр обороны Финляндии. Членом этого же совета является представитель финской политической полиции.

Вице-президент Fortum, руководитель его дивизиона "Россия" и гендиректор ОАО "Фортум" Александр Чуваев хорошо известен рынку. С его приходом к руководству компанией, как неоднократно писали СМИ, "Фортум" стал источником множества скандалов, связанных с баснословным завышением тарифов и стоимости подключения к сетям, навязыванием городским властям заведомо невыгодных схем организации тепло- и энергоснабжения и разнообразными злоупотреблениями (некоторые публикации свидетельствовали даже о выводе сотен миллионов рублей из бизнеса и подкупе судей).

В свете этого рассчитывать на модернизацию генерирующих мощностей и сетей за счет иностранных инвестиций не приходится: активность "иностранного инвестора" направлена совершенно на иные цели. Так, иностранные участники не озвучивают никаких внятных планов по модернизации отрасли, четко видна лишь одна цель: сбор денег с контролируемых активов и обширных территорий.

И это вполне логично, если вспомнить, что Чуваев не только долгое время работал в крупнейших американских корпорациях, но и имеет двойное гражданство (США и России), как пишут журналисты. При возникновении конфликта интересов (например, конфликта между этими странами) ему вполне естественно принимать сторону не страны, в которой он родился, а государства, на верность которому он приносил клятву (предусматривающую в том числе торжественный отказ от служения кому бы то ни было, кроме как США, - в том числе и от служения России).

Для энерго- и теплообеспечения ряда ключевых регионов России такая позиция может иметь фатальное значение. Не стоит забывать, что структуры "Фортума", как писали СМИ, еще до развязывания против России "холодной войны" пытались оставить без тепла (выставив откровенно безумную плату за подключение к сети и отказавшись ее снижать даже после решения областного министерства тарифного регулирования и энергетики) даже челябинское ФСБ. В прессе проходила информация, что, например, в Тюмени требование "Фортума" заплатить ему сумму, сравнимую с годовым городским бюджетом, или резко задрать тарифы без всякого учета платежеспособности горожан едва не вызвало полноценный политический кризис. Расширение столь явно выраженной американской деловой культуры финского государственного концерна на новые регионы России создает реальные угрозы нашей безопасности - и далеко не только энергетической.

Рост международной напряженности и наглядно демонстрируемая Западом неадекватность и недоговороспособность делают необходимым защиту жизненно важных для России отраслей экономики ограничением иностранного контроля, - по крайней мере, со стороны стран, участвующих в "холодной войне" против нас (в том числе в форме санкций). За образец можно принять рынок СМИ, где доля иностранных собственников в каждом активе ограничена 20%.

Принципиально важно, что, поскольку Запад совершенно не интересуется потерями российского бизнеса от введенных им санкций, Россия точно так же не должна интересоваться потерями иностранных корпораций от ее ответных действий. Иностранные собственники должны будут в разумные сроки (до полугода) либо самостоятельно найти покупателей на свои доли в России или странах, не участвующих в антироссийских санкциях, либо принудить свои правительства к снятию санкций, либо лишиться излишних долей собственности в результате безвозмездной конфискации.

Без принятия подобных мер Россия в любой момент может получить удар не только от внешних, но и от внутренних санкций - со стороны иностранных компаний, владеющих ключевыми активами, но подчиняющихся при этом политическим режимам, доказавшим враждебность нашей стране.

И при должной координации и планировании этот удар может быть смертельным не с политической, а с сугубо технологической и физиологической точек зрения.

Энергетика