При школе есть кузня, и многое, начиная с убранства гардероба, здесь выковано руками мальчишек. Курс длится два года, к концу обучения "кузнечики" способны мастерить не только всевозможные завитушки и домашнюю утварь, но даже изящные музыкальные инструменты - хомусы.
- Художественную ковку ребятам преподает педагог дополнительного образования и замечательный кузнец Павел Константинов, - рассказывает заместитель директора школы Вера Николаева. - Недавно он стал победителем республиканского профессионального конкурса и теперь собирается на всероссийские состязания в Москву.
Его ученикам до подобных высот, конечно, далеко, но они уже способны удивлять. Как-то в это дальнее село приехал якутский Дед Мороз - Чысхаан. Прикатил из райцентра на снегоходе. Дети посчитали, что сказочному персонажу нужен другой вид транспорта. И вместе с наставником выковали для него сани - легкие, ажурные. Чысхаану сани понравились, и следующее предновогоднее турне он совершил уже на них. Но забирать их не стал - оставил при школе. Теперь в зимние праздники сельские мужики запрягают в них лошадей и катают восторженную детвору.
- Кузнечному делу парни у нас обучаются давно, но из-за отсутствия лицензии раньше им не выдавали свидетельства о профессиональном образовании. Эту возможность мы получили после того, как заключили договор с Верхневилюйским лицеем. Готовимся к первому выпуску, - говорит Вера Николаева.
В группе Павла Антоновича сейчас занимаются 14 старшеклассников. Это немного. Но в Кэнтикской школе есть еще одно занятие для мальчишек - полтора десятка подростков учатся косторезному искусству. Обучает их педагог дополнительного образования, народный мастер Александр Иванов.
- Бивни мамонта мы, конечно, не используем, очень уж это дорогое сырье для школьных уроков. Ребята отрабатывают навыки на оленьих рогах. Режут сувениры и поделки, полезные в быту. Иногда работают совместно с кузнецами. К примеру, те выковывают клинки якутских ножей, а косторезы мастерят рукоятки к ним, - рассказывает Вера Васильевна.
Будет здесь занятие и для девушек. Два года назад школа выиграла грант главы республики - миллион рублей. На эти деньги купили мини-пекарню, и сейчас по договору с индивидуальным предпринимателем выдают два сорта хлеба, который поступает не только в школьную столовую, но и на столы селян. По заказам пекут и булочки. А со следующего учебного года на базе этой пекарни девчат будут обучать профессии кондитера с вручением свидетельств.
Но и это не все. Кэнтикская школа - агропрофилированная, с углубленным изучением биологии и технологии земледелия. Практикуются будущие земледельцы в школьной теплице и на обширном учебном огороде.
При таком богатом выборе направлений дополнительного профобразования это самая обычная сельская школа: 34 педагога, 130 учеников. Как отмечает директор Ольга Астанова, без дела никто не сидит.
- Наш приоритет - интеграция основного и дополнительного образования для школьников, - говорит директор.
Кэнтикская школа для Якутии явление отнюдь не уникальное. С 2012 года обучение кузнечному делу введено в 11 школах. Есть школы, где детей по программе допобразования обучают ювелирному делу, народным промыслам, скорняжному ремеслу... Что же касается агропрофилированных школ, их в Якутии под сотню.
Между тем
В ненецком автономном округе для семиклассников сельских школ разрабатывается курс "Основы рыболовства". Предполагается, что это будет типовая программа элективного курса на 34 часа, включая практику. В регионе такой опыт уже был, в 70-80-е годы в сельских школах на уроках труда преподавались основы рыболовства. На юге России есть школы, где сохранились производственные бригады и ученикам дают основы аграрного дела, обучают овощеводству, знакомят с сельхозтехникой. С тем, что труд должен вернуться в школу, согласны все эксперты. Но, к сожалению, проработать законодательно этот вопрос сложно. Как ни подойди, все упирается в эксплуатацию детского труда. А она у нас под строгим запретом. Депутаты Госдумы уже второй год не могут найти подходящих формулировок, которые наделяли бы школы полномочиями вводить физический труд на уроках.
Подготовила Ирина Ивойлова