В экспедицию, участники которой добывают на новосибирских островах останки мамонтов, попасть невозможно: это не просто экстрим-поездка, а что-то вроде игры на выбывание - причем в реальной российской действительности. Возвращаются домой - не все. Якутские мужики - одни, стремясь заработать, другие продвинуть вперед науку - находят бивни, кости, кожу... Даже кровь. Кровь мамонта, которая сочится из вечной мерзлоты - это кадры-открытие, эксклюзив, которого не бывает.
Максим Арбугаев - ученик корифеев российской документалистики Сергея Мирошниченко и Светланы Музыченко - родился и вырос на севере Якутии - поселке Тикси на побережье моря Лаптевых. Арктику ему снимать не впервой, и такому материалу, который им отснят, позавидовал бы любой кинематографист мира. В какой-то момент состоялась судьбоносная встреча Максима Арбугаева со швейцарским кинорежиссером Кристианом Фраем, и они начали работать "в четыре руки". Фрай обеспечил картине выход на международный рынок, сделал так, чтобы о съемках узнал весь мир, помог с фестивалями и добавил в материалы Максима еще несколько линий. Итак, с одной стороны в картине наша Арктика, с другой - стерильный мир научных конгрессов. Менее динамичный, по сравнению с процессом добычи останков вымерших мамонтов, но необходимый авторам, чтобы придать значимость - социальную и научную - фильму. Предполагается, что в картине должен быть виден путь - от прошлого человечества к его будущему.
"Генезис 2.0" длится долго - два часа, но в нем есть чему подивиться: незаурядная тема, уникальные съемки (одни белые медведи чего стоят), судьбы наших якутов... Еще одна удивительная линия в фильме - клонирование: кадры, снятые в клинике, где клонируют собак. Клиника - коммерческая. В фильме показаны важные части процесса: от экспериментов с клетками до уже готовых щенков и условий, в которых они находятся. Ученые стремятся пойти и дальше - до той стадии, когда, может быть, и мамонта удастся клонировать.
В какой-то момент становится не по себе: похоже, можно скрещивать все, что угодно. Не только растения. Кентавры из мифов - вчерашний день. Лошадь - с зеброй, слона - с мамонтом: пожалуйста. Воскресить в клоне умершего щенка - запросто: всего сто тысяч долларов, второй щенок-клон в подарок.
Будет ли так и с людьми?
И еще один страх. Вдруг найденный бивень мамонта стоимостью 45 тысяч долларов протаранит надувную лодку усталых якутских охотников по дороге домой...
Фоторепортаж: Церемония открытия 40-го Московского международного кинофестиваля