27.04.2018 14:05
В мире

В Витебске открылась выставка работ Марка Шагала и европейского авангарда

Текст:  Юрий Сизов
Даже если вы не любовались росписью плафона "Гранд-опера" в Париже, витражами в церквях Цюриха и Майнца или не замирали у мозаичного панно в чикагской национальной библиотеке, руку Марка Шагала - витебского самородка авангардного искусства ушедшего века ни с чем не спутать. Руку мастера выдает музыкальная экспрессия и виртуозное владение светом и на открывшейся сегодня в его родном белорусском городе выставке "Марк Шагал и художники европейского авангарда". Она расположена неподалеку от памятника маэстро, глядя на который восхищаешься точно переданной в скульптуре сущностью его творчества: музыкант в живописи, играющий на струнах души.
Читать на сайте RG.RU

Залы Арт-музея - это увлекательное путешествие в мир художника, который отражен в 100 цветных и черно-белых литографиях и ксилографиях. Пространство выставки сознательно разделено организаторами вернисажа на две параллельные анфилады: на первом этаже представлены работы Марка Шагала, а на втором - его друзей и единомышленников, художников европейского авангарда: Жоржа Брака, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Фернана Леже, Альберто Джакометти, Антони Тапиеса.

А всего в музейных запасниках тысячелетнего Витебска собрано около трехсот оригинальных графических работ, включая офорты и акватинты. Среди них есть и иллюстрации к поэме Николая Гоголя "Мертвые души", серии цветных литографий на тему "Библия" и цикла "Двенадцать колен Израиля". Гордостью музея считаются и более ста произведений графики европейских мастеров.

Все выставленные работы, сообщила БЕЛТА директор музея Ирина Воронова, - оригиналы и находятся в его собственности. Правда, на родине Шагала их не выставляли уже более трех лет. Долгое время его шедевры украшали экспозиции нескольких крупнейших европейских музеев и даже представляли Беларусь в рамках проекта "Культурная столица Европы".

Корреспондент "РГ" побывал на самой перспективной автовыставке мира

Возможность увидеть эти произведения, по словам Вороновой, ценители искусства получили благодаря немецкому коллекционеру Генриху Манделю. Свой первый дар музею он сделал еще в 1993 году. С тех пор пополнение фондов музея графическими работами Шагала и художников-авангардистов ХХ века стало ежегодной традицией. Благодаря Манделю в витебской коллекции можно увидеть как ранние, так и поздние работы художника.

Генрих Мандель, признается директор музея, - меценат щедрый. Он передал Витебску собрание и своей библиотеки, в частности, журналы, которые издавались в середине ХХ века во Франции небольшим тиражом. "Главная особенность этих изданий в том, что они могли размещать внутри оригинальные графические листы. Благодаря определенной прошивке журналов работы можно изъять изнутри и экспонировать", - отметила Ирина Воронова.

Символично, что выставка национального гения с мировым признанием открылась буквально накануне Великой Победы над фашизмом. Навсегда останется в памяти белорусского народа поэтическое послание Марка Шагала к родным Пенатам, опубликованное 15 февраля 1944 года в Нью-Йорке, куда он перебрался из Франции, спасаясь от фашизма.

Есть в его обращении к героическому городу и белорусскому народу и такие строки: "Я счастлив и горжусь тобой, твоим героизмом, что ты явил и являешь страшнейшему врагу мира, я горжусь твоими людьми, их творчеством и великим смыслом жизни, которую ты построил".

Беларусь Живопись