Детский театр развивается необычайно стремительно. Любопытно, что два спектакля конкурсной программы "Арлекина" ("Лесосибирск Лойс" и "Я - Басё") были представлены в номинации "Эксперимент" "Золотой маски", а последний даже стал ее лауреатом. Одна из главных тем, которую предложил "Арлекин" в нынешнем году - спектакли-комиксы. Не случайно фестиваль открылся комиксом по повести ДиКамилло "Спасти супербелку" (Театральная компания "Артслэнд" и ЦДР, Москва). Режиссер Екатерина Корабельник и виджей Филипп Иванов позволили живым актерам слиться с on-line анимацией на экране. Лекции об искусстве комикса, мастер-классы и эскизы спектаклей прошли в рамках лаборатории "Театр.КОМ".
Еще одна лаборатория фестиваля - "Маленькая ремарка", которую вели режиссер Олег Липовецкий и драматург Юлия Тупикина - была посвящена новой драматургии для детей и подростков. Новой драматургии на фестивале было достаточно. Но все же главные призы конкурса достались спектаклям по классическим текстам.
В этом году председателем жюри был выдающийся педагог-новатор, создатель и бессменный директор театральной общеобразовательной школы "Класс-центр" Сергей Казарновский.
Гран-при жюри вручило спектаклю "Упсала-Цирка" "Я - Басё", решенного средствами поэтического цирка по стихам японского поэта.
Единственный в стране детский цирк был создан в 2000 году приехавшей в
Петербург на практику по социальной педагогике немецкой студенткой Астрид Шорн и режиссером Ларисой Афанасьевой. Идея социально адаптировать детей и подростков из групп социального риска через цирк сработала стопроцентно. Сегодня "Упсала-цирк" - крупнейший художественный и социальный проект, в котором вместе с профессионалами работают как "трудные подростки", бывшие уличные хулиганы, так и дети с особенностями развития.
"Я - Басё" поставили режиссер Яна Тумина и педагог Александр Балсанов (у обоих - премия "Арлекина" за лучшую режиссуру). Целый год ребята из основного состава и группы с особенностями развития придумывали этюды на темы Басё. Подобно тому как на экране иероглифы хокку превращаются в кириллические буквы, на арене цирка-шапито бамбуковые шесты превращаются в тени и тростниковые заросли или вдруг становятся мечами, а потом - лестницами в небо. Басё ведет свой маленький отряд вперед, и каждый в нем проходит свою поэтическую инициацию. А вслед за ними и публика. Под переливы колокольчиков, музыку Анатолия Гонье (его работа также отмечена как лучшая), благодаря работе художника по свету Яны Бойцовой (еще одна статуэтка "Арлекина" - у нее) каждый этюд становится ожившим иероглифом.
Еще один спектакль, тонкая стилизация этнографической сказочной поэзии, "Птицы" театра им. Ленсовета получил несколько "Арлекинов" - за сценографию и костюмы художницы Марии Лукка, за музыкальное оформление Елизаветы Бородулиной, за пластическое решение Риммы Саркисян и за лучшую женскую роль Софии Никифоровой. Три русские народные сказки - "Белая лебедушка", "Гуси-лебеди" и "Белая уточка" - режиссер Мария Романова объединила мотивом птиц. Аутентичное фольклорное пение, интонация и манера Сказительницы (Тоня Соника) становятся для детей магическим проводником в атмосферу народной русской сказки, таинственной и насквозь театральной. Знакомый, но по-новому звучащий язык, поэтически выраженные чувства надежды и утраты, любви и одиночества, так редко звучащее пение, взятое из материалов фольклорных экспедиций, оказываются лучшим способом удивить и ребенка, и взрослого. Так происходит не формальная встреча с наследием предков, осуществленная профессионалами высокого уровня.
Противоположный, но не менее яркий подход к работе с классическим наследием для детей предложили участники спектакля "Сказка о попе и о работнике его Балде" Национального театра Республики Карелия. Они были признаны лучшим актерским ансамблем фестиваля. Режиссер Вячеслав Поляков определил жанр спектакля как "приключения в формате молодежной тусовки". Оказавшиеся в заброшенном постиндустриальном пейзаже подростки играют в квест на тему пушкинской сказки. Рассказывая или распевая фрагменты в стиле рэп, проходят на "новый уровень", вовлекая аудиторию в постижение живой поэзии.
Еще две актерские премии были присуждены Юлии Волковой и Данилу Арикову, участникам спектакля "Дурацкие дети. Леля и Минька" по детским рассказам Михаила Зощенко (Центр имени Мейерхольда, Москва).
Единственный спектакль по современной пьесе, отмеченный "Арлекином" (приз Ассоциации театральных критиков), - "Море деревьев" Гоголь-Центра. Пьесу Любови Стрижак поставил актер Филипп Авдеев (внеконкурсный спектакль). В конкурсе же участвовал спектакль по пьесе Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной "Лесосибирск Лойс" (режиссер Радион Букаев). Решенный в жанре чата, он весь шел на большом экране, за которым сидели актеры, и в экранах зрительских гаджетов. Нешуточная драма подростков сибирского городка разворачивается в режиме on-line, где фикция и реальность преследуют друг друга, а зритель не находит между ними различий.