03.05.2018 00:15
Власть

Летчик-курсант получит награду за аварийную посадку самолета

Курсант Краснодарского училища спас поврежденный самолет, посадив его на брюхо
Текст:  Анна Юркова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №94 (7557)
За проявленное мужество курсанта 4-го курса Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков Михаила Еманова главком ВКС представил к награде. Пилот сумел экстренно посадить учебный самолет после столкновения с птицей. Сам Михаил свой поступок героическим не считает, уверен, что любой пилот на его месте смог бы справиться с этой внештатной ситуацией. Хотя случай, мягко сказать, не рядовой.
Читать на сайте RG.RU

Все произошло 27 апреля ранним утром на учебной летной базе в Майкопе. Ясное небо, безветренно, хорошая видимость. Сержант Михаил Еманов пилотировал Л-39 ("Альбатрос") - небольшой учебный боевой самолет. На таком обычно совершают свои первые полеты будущие экипажи истребителей и штурмовиков: отрабатывают элементарные боевые навыки, связанные с перехватом воздушных целей. А еще осваивают сложный пилотаж, включающий фигуры - бочка, мертвая и косая петли. В тот раз Михаил готовился уже к третьей заправке, чтобы подняться в небо и отработать сложный пилотаж.

National Interest рассказал о пугающем НАТО российском истребителе

После короткого разбега, оторвавшись от полосы, самолет стал набирать высоту. В первые секунды полета двигатель работал в максимальном режиме. Стрелка скорости на приборной панели достигла отметки 300 км/ч. И вот всего в двухстах метрах над землей в двигатель влетела птица. Причем в единственный двигатель. Поэтому при остановке "сердца" машины времени для маневра оказалось не просто мало, его счет пошел на секунды. Подобные условия могут обернуться трагедией для опытного летчика, что уж говорить о курсанте, за плечами которого чуть более 100 часов налета.

- Признаюсь, в первый момент испугался, но затем быстро взял себя в руки. С инструктором мы не раз разбирали подобные ситуации на разных высотах, - рассказывает о случившемся Михаил. - Думал сначала развернуться, направить самолет на взлетно-посадочную полосу, но обороты двигателя стремительно падали, и тут я понял, что не дотяну. Можно было катапультироваться, но рядом густонаселенный район и самолет мог рухнуть на крыши домов.

Тут уже думаешь не о себе, а о тех, кто там внизу, занимается своими повседневными делами и, глядя на быстро снижающийся самолет, просто посчитает: "Ученья идут"... Михаил не стал прыгать, а решил до последнего бороться за жизнь машины! Без паники. Пошел на смертельный риск - удерживая фюзеляж в горизонтальной плоскости, перевел самолет на снижение.

- По счастью, впереди находилось заросшее поле. Все это время я держал связь с группой руководства полетами на земле, их распоряжения мне во многом помогли, - признался Михаил.

Правда, выпустить шасси так и не удалось, только закрылки. Но курсант успешно совершил посадку (при полном баке топлива), после чего оперативно доложил обстановку руководству. Это тот случай, когда армейское командование изменило своей привычной суровости, отметив храбрость и хорошую подготовку молодого человека.

- Посадил, можно сказать, ювелирно. Хоть и курсант, но не растерялся, сработал высококлассно, так что в будущем из него вырастет отличный пилот. Сам живой, абсолютно не пострадал, да еще сохранил машину, - отметил командир учебно-тренировочной базы Майкопа Вадим Гуров.

Удивляет в этой истории и тот факт, с каким недюжинным упорством Михаил стремился к профессии военного летчика. Две неудачные попытки поступления, на третью был зачислен в дополнительные списки училища.

- Но так как юношей принимают до достижения 22 лет, а мне в то лето как раз исполнилось 22 года, я автоматически пролетел. Потом прочел: абитуриентов, проходивших воинскую службу, принимают до 24 лет. Так я оказался в мотострелковой Таманской дивизии и, будучи в армии, успешно прошел все конкурсные испытания. Главное - не вешать нос. Наверное, на выбор повлияли примеры в семье - родной брат мамы, Сергей Балуев, окончил училище в Борисоглебске, летал на штурмовиках, еще один дядя, Александр Горшков, - тоже пилот. Для меня они с детства были большими авторитетами.

Сейчас курсант дожидается медкомиссии и пока проводит дни дома в Армавире вместе с женой и сыном. Когда все произошло, он сразу позвонил родным, чтобы те не тревожились - весть о подвиге молниеносно разлетелась в Интернете.

Тем временем

Благодаря профессиональным действиям летчика самолет не получил значительных повреждений и в ближайшее время, после проведения технического обслуживания, будет использоваться по назначению.

Армия Краснодарский край Кубань. Северный Кавказ