Город Рубцовск - пример, который наглядно демонстрирует, как может применяться эта модель. Правда, это скорее нежелательный сценарий: город оказался в ситуации, когда требовалось принимать экстренные меры. Постоянные проблемы с приобретением угля для двух городских ТЭЦ, с расчетами за поставки, с ремонтом оборудования и сетей привели к тому, что Рубцовск был на грани замерзания в прямом смысле слова. Требовались инвестиции и реальный проект по спасению города. Правительство Алтайского края приняло решение - обратиться за помощью к Сибирской генерирующей компании, хотя СГК в то время не работала в Рубцовске.
- Произошло объединение двух контуров, и началась подача тепла всему городу от одной Южной ТЭЦ, - рассказал на одной из дискуссионных площадок КЭФ-2018 мэр Рубцовска Дмитрий Фельдман. - Программа была рассчитана на реализацию в течение двух лет, но обстоятельства складывались так, что этим временем мы не располагали, и СГК основной комплекс работ выполнила за девять месяцев. Опасно, страшно, но сделали. Мы учитывали прошлый опыт, когда тарифы были социальными и не предполагали возможности инвестировать, вследствие чего возникла сложная ситуация. И понимали, что не сегодня, так завтра произойдет катастрофа. А сегодня мы знаем, что все будет хорошо.
Тариф на тепло для жителей Рубцовска вырос, и решение пойти на повышение размера платы было трудным. В этой ситуации лучшим способом выйти из положения - договориться. Инвесторы договаривались с властями, власти - с жителями. Получилось. СГК взяла оборудование и сети в концессию и продолжает реализацию программ модернизации систем теплоснабжения в городе.
- В Рубцовске мы вложили два миллиарда и видим эффект, - сообщила директор по тарифообразованию СГК Екатерина Косогова. - Да, платежи выросли, я приезжала, общалась с жителями, мы выясняли вместе, почему так происходит. Долгое время тариф сдерживался искусственно, и на самом деле это один из факторов, который довел систему до крайней ситуации. Люди понимали: главное - это тепло, ведь когда его нет, то уже не встает вопрос, большой тариф или маленький. Сделайте все, что угодно, лишь бы оно появилось. Не хотелось бы допустить такого в других городах ни при каких обстоятельствах.
Напомним, что два года назад власти Новосибирской области хотели повысить тариф на теплоснабжение на пятнадцать процентов (законодательство это допускает), но под давлением жителей повысило лишь на четыре процента, в пределах установленного правительством индекса.
- Ситуация повторилась в Рубцовске, - отметил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Виталий Королев. - Проанализировав предложение повысить тариф, мы не нашли нарушений, но тем не менее власть отказалась от такого повышения. Новый метод альтернативной котельной в городе удалось внедрить благодаря тому, что все пришли к консенсусу. Если бы не это, то мы бы встречались здесь по другому поводу - тепло стало бы очень дорогим, и люди бы вышли на улицы.
По словам заместителя главы минстроя России Андрея Чибиса, Рубцовск много лет считался "красной точкой" на карте страны: "Мы каждый раз готовы были вылететь на место и разбираться "вручную". Эта зима - первая после заключения договора концессии, и город пережил ее без проблем".
Сейчас Рубцовск "благодаря" чрезвычайной ситуации стал пионером в применении новой модели тарифообразования: все идет к тому, что здесь при формировании тарифа будет использоваться метод альтернативной котельной. В стране он пока не получил широкого распространения, хотя соответствующие изменения в законодательстве о теплоснабжении были внесены почти год назад. Но муниципальные и региональные власти лишь "присматриваются" к нему.
Неразрешенной уже в течение трех лет остается ситуация с теплоснабжением Новокузнецка Кемеровской области, во многом сходная с рубцовской до начала модернизации. Система компенсации выпадающих доходов (КВД), сохранившаяся в регионе по сей день, когда потребитель платит за коммунальные ресурсы только часть цены (от пятидесяти до семидесяти процентов), а оставшуюся сумму "возмещает" бюджет муниципалитета, является главным препятствием для прихода инвестора в теплоснабжение.
В частности,Сибирская генерирующая компания не раз озвучивала свою готовность реализовать в Новокузнецке крупные инвестиционные проекты по замещению неэффективных источников тепла, в том числе одной из трех ТЭЦ, находящейся в состоянии банкротства. При этом руководство СГК было готово оказать финансовую поддержку городу при переходе от КВД к адресной помощи малоимущим слоям населения, а в дальнейшем - к методу расчетов по схеме альткотельной. Тем не менее к компромиссу инвестору и прежним властям региона прийти не удалось.
- Без серьезного административного сопровождения, в том числе со стороны органов федеральной власти, внедряться этот метод будет очень медленно, - предположил генеральный директор СГК Михаил Кузнецов. - Сегодня он еще нигде не действует - единственная заявка, которая поступила, и скорее всего, будет удовлетворена - от Рубцовска. Нужно понимать, что в этот город мы зашли только потому, что проект альтернативной котельной забрезжил на горизонте, стало понятно, что он состоится, так как мы получили личные гарантии губернатора Алтайского края Александра Карлина.
"При полном непротивлении сторон" - так характеризует обязательное условие реализации своих инвестиционных проектов и внедрения метода альтернативной котельной руководство Сибирской генерирующей компании, имея в виду, что нужен диалог. Диалог власти со всеми участниками рынка - основной фактор успеха.