В числе тех, кто получал эту престижную международную награду, - Федор Конюхов и National Geographic Society. Как в элитный список попали яхтсмены из Архангельска, Москвы, Петербурга и Новосибирска, на собственные средства построившие в архангельской глубинке настоящий поморский карбас, а затем прошедшие на нем 700 километров до Соловецких островов?
Началось с того, что руководителю школы "Морские практики", шкиперу с соловецкой пропиской Евгению Шкарубе стало обидно за земляков - во время кругосветного плавания на яхте он своими глазами увидел, как крепки традиции народного кораблестроения в других странах. В России же начинающих яхтсменов учат на пластиковых посудинах... Вместе с друзьями шкипер решил поднять с исторического "шельфа" корабельное искусство Русского Севера.
Яхтсмены строили карбас не по чертежам, которые поморы не чертили отродясь, а по точной модели. Существовала на Севере традиция - делать маленькие копии судов и отдавать в церковь, "вручая" таким образом лодку святым покровителям. Одна из таких моделей чудом сохранилась в коллекции Архангельского краеведческого музея, с нее и "шили" карбас - двухмачтовый, семь с половиной метров в длину. А затем отправились на нем в многотрудное плавание по Белому морю без мотора и кубрика, под парусами - как в старину поморы хаживали в Мангазею и даже на Грумант.
За два летних месяца карбас стал частью нашей редакционной жизни: весь опасный путь он преодолел под флагами "РГ" и "Родины". Журналисты всегда были рядом с яхтсменами. Вместе с нашими читателями мы переживали, когда на размытой дороге перевернулась машина с лодкой сопровождения. Ждали, когда карбас выйдет на связь после долгого перехода из Дорогорского, волновались за ребят, когда во время шторма у Койды резкая и злая беломорская волна кидала парусник на мель, радовались, когда он пришел на Соловки. А недавно семьями вместе с друзьями голосовали за победу в конкурсе РГО.
Наверное, секрет успеха проекта в том, что он очень искренний и поистине народный - не случайно получил 21 тысячу голосов! Но самое удивительное, как карбас сумел собрать "под своими парусами" совершенно разных людей. Среди них - и мастер из села Лешуконского Виктор Кузнецов, чьи руки хранят генетическую память корабельного дела, и спецкор "Родины" Артем Локалов, вместе с карбасом открывший для себя и наших читателей Русский Север, и губернатор Архангельской области Игорь Орлов, предложивший продолжить проект. "Поморский карбас должен стать брендом региона", - сказал он, поздравляя яхтсменов с победой. Сегодня при поддержке власти планируется привлечь частные инвестиции для создания в дельте Северной Двины корабельной верфи, на которой туристы со всего мира смогли бы изучать морскую культуру поморов.
Евгению Шкарубе мы позвонили, чтобы поздравить. Он, как обычно, был в море - учил яхтенных капитанов:
- Сегодня шторм, порвался шкот, и мы возвращаемся в бухту. Устали, зато новость о победе подняла настроение, - признался шкипер. - Что удалось доказать проектом? Поморский карбас может стать одним из самых востребованных туристами судов. Если найдем для него новое применение, сможем сохранить и народные традиции судостроения.
По словам шкипера, карбас в этом году ждет новая экспедиция - яхтсмены продолжат ходовые испытания. А в планах - в 2019 году представить парусник в Архангельске на Международном арктическом форуме "Арктика - территория диалога".