Дополнительная экспертиза учебников проводилась в этом году впервые. В минобрнауки подчеркнули, что на дополнительную экспертизу были направлены все учебники, претендующие на включение в федеральный перечень, это более 1800. Но экспертиз было проведено меньше, поскольку часть учебников выпускается сериями. По итогам 30 процентов учебников получили отрицательные отзывы экспертов. Все заключения экспертов минобрнауки направит членам Научно-методического совета по учебникам для детального анализа. Итоги будут подведены на ближайшем заседании Совета.
Как сделать, чтобы ученики занимались по хорошим, качественным учебникам без ляпов и глупостей? Для начала - строже подходить к экспертизе. Минобрнауки предложило оплачивать экспертизу школьных учебников за счет государства. Сейчас экспертизу учебников оплачивает заказчик - это издательства, иногда авторы. Это, по мнению министерства, ставит под сомнение объективность и качество экспертных процедур.
Возможно, необходимо вернуться к вопросу оплаты экспертизы за счет государственных средств, - такое предложение прозвучало недавно на парламентских слушаниях Комитета по образованию и науке в Госдуме. Вопрос пока обсуждается. Если раньше учебник получал статус "разрешенного" только после апробации в школе, то сейчас такого требования нет. Может, стоит вернуться к такой практике.
Срок жизни учебника сегодня не определен. Когда покупать новые? Через год, два? Бывает, учебник рассыпается на глазах, а директор школы говорит родителям: "Не имею права покупать новые учебники. Нет оснований!" Может быть, надо прописать и это в правилах.
Справка "РГ"
Согласно действующим правилам федеральный перечень учебников включает в себя учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам Минобрнауки России, на основании положительных экспертных заключений по результатам научной (научной историко-культурной для учебников истории России), педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз.