Ко второму чтению будет внесена еще одна ключевая ремарка - нельзя будет запрещать или ограничивать поставки жизненно важных товаров, качественные аналоги которых не производятся в России или не поставляются в нашу страну. Невозможность ограничений в отношении таких товаров будет четко прописана в законопроекте, заявил первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков.
Речь в первую очередь о лекарствах, возможные ограничения в отношении которых вызвали особую обеспокоенность гражданского общества. Если раньше депутаты хотели дать кабмину право запрещать конкретные товарные группы, то теперь, услышав экспертов и бизнес, расширили законопроект. Конкретные предприятия, отрасли, товары и услуги, попадающие под ответные ограничительные меры, по словам спикера палаты Вячеслава Володина, определит правительство.
В Госдуме прошли широкие консультации, которые венчало заседание Совета по законотворчеству. В результате решено серьезно переработать текст ко второму чтению, которое намечено на 22 мая. Окончательное чтение ожидается 24 мая, рассказал журналистам Володин.
Изменения ко второму чтению будут закреплены специальным постановлением, которое будет сопровождать принятие документа в первом чтении. Важно, что концепция документа после экспертных обсуждений все же осталась неизменной, подчеркнул глава нижней палаты.
Законопроект о контрсанкциях наделит руководство страны эффективным инструментов широкого действия. Нужен механизм, который "позволит президенту и правительству делать все, чтобы недружественные действия зарубежных стран были заблокированы", заявил спикер Госдумы. Уход от конкретики в законе даст правительству возможность выбирать наиболее эффективный и выгодный для России ответ на санкции, считают в ГД. Как уточнил первый вице-спикер от КПРФ Иван Мельников, в проекте об ответных действиях останется только перечень возможных мер реагирования со стороны кабмина.
Депутаты Госдумы самым внимательным образом отнеслись к предложениям, которые были подготовлены комитетами Совфеда, и в верхней палате остались довольны, сообщил участник заседания Дмитрий Мезенцев (возглавляет Комитет Совфеда по экономической политике). По его словам, сенаторы тоже настаивали на "уходе от детализации" в законопроекте. Доволен поправками и секретарь Общественной палаты РФ Валерий Фадеев.
"Тот вариант законопроекта, который предъявлен сейчас, гарантированно не ухудшает состояние граждан, - отметил Фадеев. - А если кто и пострадает, то американские компании".
Глава многопрофильного центра паллиативной помощи департамента здравоохранения Москвы Анна Федермессер особо важным считает то, что законодатели учли обеспокоенность пациентов и медиков на лекарственную тему.
"В медицинской сфере и производстве лекарств очень важным является наличие конкурентной продукции из других стран, как и в любой другой сфере", - заявила она.
Эксперт указала на то, что наличие дженерика не может являться достаточным основанием для прекращения поставок лекарств. "Шла с настроем кусаться, но не стала, потому что из законопроекта вообще исчезло упоминание лекарств", - поделилась Федермессер с журналистами.
В дальнейшем Госдума не оставит тему качества и доступности лекарств, обещал Володин. Важно обеспечить создание конкурентной среды в России для привлечения фармацевтических компаний из стран, которые не поддержали недружественные шаги США, сказал он. Парламентарии с экспертами проанализируют барьеры в этой сфере, и этому будет посвящено заседание Совета законодателей в начале июля.
Госдума, кроме того, намерена в постановлении, которое будет принято 15 мая, рекомендовать кабмину предусмотреть в 2019-2021 годах выделение из федерального бюджета средств на поддержку компаний, попавших под санкции. Суммы, компании и отрасли, нуждающиеся в помощи, должен будет определить сам кабмин, уточнил Александр Жуков.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"