Тем не менее, по словам председателя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, "через лицензирование и аккредитацию проходит довольно большое количество не самых лучших вузов". Как сделать процедуру открытой и прозрачной? Не слишком ли много 120 тысяч страниц документов для аккредитации? По каким критериям оценивать вузы? Кто может стать экспертом Рособрнадзора? Эти вопросы обсуждали ректоры на совместном заседании Ассоциации ведущих вузов и Ассоциации "Глобальные университеты".
Ректоры считают нынешнюю государственную систему оценки вузов формальной, устаревшей, избыточной и, главное, забюрократизированной. Дошло до того, что в вузах есть специальные сотрудники, которые занимаются лишь тем, что обмениваются бумагами с проверяющими. А как иначе? Только подача заявления на аккредитацию у крупного университета занимает 20 тысяч страниц текста, а все документы - 120 тысяч! Проверки в ручном режиме тормозят развитие вузов.
- Ежегодно проходит около 1000 проверок. 50 процентов - выездные, это пять проверок в неделю. Комиссия из 5-8 человек занята проверкой, которая всегда идет по шаблону. Самая распространенная претензия - нет информации о возможностях обучения студентов-инвалидов. Мы проверили - она есть везде, но может быть в разных разделах сайта. Есть вузы, которые учат студентов по своим стандартам. Они всегда выше федеральных. Что делает эксперт? Сопоставляет федеральные и вузовские стандарты. Работа по пропаганде здорового образа жизни среди студентов проверяется по наличию приказа об этом, - рассказал проректор СПбГУ Илья Дементьев.
Его коллега проректор Томского госуниверситета Виктор Демин поясняет: "В 2017 году нам сделали замечание по одной из программ - "наличие общекультурных компетенций", а в 2018 году - "отсутствие общекультурных компетенций".
По мнению ректоров, лицензирование и аккредитация в нынешнем виде тормозят развитие вузов, появление онлайн курсов, открытие сетевых программ, проектную деятельность. При этом требует огромной бумажной работы.
Что предложили ректоры? Ввести выборочные проверки среди студентов по 5-6 ключевым предметам, заменить экспертов Рособрнадзора на уполномоченных от профессиональных ассоциаций, союзов, советов, активно привлекать к проверкам объединения работодателей, использовать для лицензирования и аккредитации результаты мониторинга эффективности вузов, перейти к многоступенчатой оценке. Например, "очень высокое качество", "достаточно высокое", "среднее", "качество с вопросом", так, чтобы абитуриенты сразу понимали, куда они поступают. Еще предложения: учитывать качество приема (ЕГЭ и олимпиадников), патенты, патентные заявки, число иностранцев в аспирантуре, средний заработок выпускников.
Обе Ассоциации ректоров обратились в правительство с просьбой провести такой эксперимент для вузов, которые работают по собственным стандартам. Это МГУ, СПбГУ, ВШЭ и другие.
Между тем
В Российском Союзе ректоров "РГ" рассказали, что готовят предложения по изменению системы аккредитации вузов. А в Рособрнадзоре заметили: "Мы готовы к обсуждению этой темы со всеми заинтересованными сторонами. Рособрнадзор со следующего года планирует перейти на цифровую аккредитацию вузовских программ, позволяющую отказаться от запросов документов. Технология уже разработана и успешно опробована при аккредитации программ РАНХиГС. Помимо этого подготовлен законопроект по использованию результатов независимой оценки знаний студентов при госаккредитации вузовских программ".