Нет, это не эпидемия, но в структуре всех инфекционных болезней на Среднем Урале ветрянка занимает второе место (после гриппа и ОРВИ). Экономический ущерб от этого недуга, по подсчетам специалистов регионального Роспотребнадзора, в 2017 году составил 329,3 миллиона рублей.
- Ветряная оспа относится к заболеваниям, управляемым средствами специфической профилактики. Вакцинация проводится планово и по эпидемическим показаниям (детям и взрослым, не имеющим медицинских противопоказаний к введению вакцины, в первые 72-96 часов после вероятного контакта с больным), - сообщили "РГ" в региональном управлении Роспотребнадзора.
То есть, если ребенок принес из садика ветрянку, не болевшие в детстве мама или папа могут сразу обратиться в лечебное учреждение, где им поставят прививку, и они не заболеют. На бумаге - так. В действительности ни в государственных, ни в частных больницах Екатеринбурга и области, ни в одной из крупных аптечных сетей препарата нет.
Мы обзвонили около двух десятков частных клиник. Прайс-листы на их сайтах свидетельствуют о том, что какое-то время вакцина была и стоила, надо сказать, недешево: от 2,5 до 3,5 тысячи рублей. Почему она пропала и когда появится, сотрудники медучреждений не сказали.
По словам пресс-секретаря областного минздрава Константина Шестакова, министерство закупает вакцину только по эпидпоказаниям, то есть в случае эпидемии. Сейчас, по его словам, ситуация в регионе стабильная, поэтому и вакцины нет.
- За наличие препарата в аптеках мы не отвечаем, - резюмировал Шестаков.
Главврач одной из больниц Екатеринбурга рассказал "РГ", что вакцины от ветряной оспы в России не будет по меньшей мере до сентября из-за сложностей с сертификацией партии.
- Перебои постоянные. Сейчас нет импортной вакцины от энцефалита. Кроме того, непонятно, будет ли в новом сезоне импортная вакцина от гриппа, - поделился он.
- В 2017 году в области однократно привито 1589 человек, двукратно - 235. За четыре месяца 2018-го против ветряной оспы сделано 73 прививки, что недостаточно для управления эпидемическим процессом, - считает Светлана Скрябина, начальник отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Свердловской области.
Санврачи предлагают увеличить финансирование программы "Вакцинопрофилактика" из регионального бюджета. По их данным, сегодня на покупку вакцин ежегодно выделяют 106,4 миллиона рублей, в то время как на мероприятия, включенные в действующие календари прививок, необходимо 1,2 миллиарда. Однако, как выяснилось, даже наличие средств не гарантирует доступность импортной вакцины. Очевидно, в этом случае речь должна идти об импортозамещении.
На заметку
Ветрянка только кажется безобидной детской болезнью. На самом деле она может быть довольно опасной, особенно если заболел взрослый. Человек как минимум на две недели выпадает из социума, сражаясь с десятками чешущихся и периодически лопающихся папул на теле. Осложнений бывает десятки - от трахеитов и ларингитов до гнойных артритов и менингитов. Особенно опасна ветрянка для беременных женщин и новорожденных. Младенческая смертность достигает 30 процентов, синдром врожденной ветрянки чреват серьезными поражениям ЦНС, печени, зрения и других органов. Последний летальный исход зарегистрирован в Свердловской области в 2007 году. Тогда умер трехлетний ребенок.