05.06.2018 20:11
Экономика

Госдума приняла законопроект о финансовом омбудсмене

Госдума приняла законопроект о финансовом омбудсмене, обращение к которому до суда будет обязательным
Текст:  Евгения Носкова
Российская газета - Спецвыпуск: Финансы №121 (7584)
Госдума приняла законопроект о создании в России службы уполномоченного по защите прав потребителей финансовых услуг (финансового омбудсмена). Первое чтение документ прошел еще в 2014 году, а сам институт работал при Ассоциации российских банков (АРБ) с 2010 года.
Читать на сайте RG.RU

- Неудивительно, что с момента первого чтения законопроекта прошло так много времени, - полагает руководитель проекта Общероссийского народного фронта "За права заемщиков" Виктор Климов. - Финансовый рынок было необходимо убедить в том, что новый правозащитный институт - это не просто необходимость для потребителя и соответствие мировым практикам. Это и инструмент снижения издержек в спорах с потребителем, разгрузка судов от мелких дел, а также борьба с не всегда добросовестными практиками псевдозащиты потребителей.

На момент принятия закона в первом чтении первые три места по числу обращений к финомбудсмену, по данным АРБ, занимали банки, коллекторские агентства и страховые компании. Похожая ситуация и сегодня. По данным Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, в апреле 2018 года поступило 24,6 тысячи обращений от потребителей финансовых услуг, из них 11,9 тысячи - на банки. На втором месте по числу жалоб страховщики (6 тысяч жалоб в апреле). Причем 84 процента связано с ОСАГО.

С этого сегмента и начнет свою работу финомбудсмен - на первом этапе служба будет заниматься спорами со страховщиками. Последним будет выгодно урегулировать спорные ситуации до суда, чтобы не платить штраф в случае исполнения решения омбудсмена.

Банки готовы сотрудничать со сферой культуры

Сейчас в случае, если страховщик выплачивает сумму возмещения по суду, то он еще и должен заплатить штраф в размере 50 процентов от этой суммы. Создание службы финомбудсмена отменяет это правило: если страховщик не выиграет в суде, но исполнит решение омбудсмена, с него снимаются штрафы. Сегодня суды рассматривают около 360 тысяч споров по ОСАГО в год, омбудсмен, как считают в ЦБ, сможет взять на себя около 100 тысяч споров.

Для граждан обращение к омбудсмену до суда будет обязательным и бесплатным. Заплатить за рассмотрение обращения придется тому, кому будут переуступлены требования (физическое или юридическое лицо). Финомбудсмен сможет урегулировать имущественные споры граждан с финансовыми организациями, размер требований по которым не превышает 500 тысяч рублей. У обеих сторон остается возможность обжаловать решение омбудсмена в суде, если они с ним не согласны.

Согласно принятому законопроекту, омбудсмен будет заниматься только случаями нарушения прав граждан со стороны финансовых организаций. Урегулировать сложные жизненные ситуации граждан, в которых нарушения договорных обязательств нет, он не сможет (например, не сможет уговорить банк простить кредитный долг человеку, который в силу тех или иных обстоятельств больше не может по нему платить).

В апреле в ЦБ поступило 24,6 тысячи жалоб от потребителей финансовых услуг, из них 11,9 тысячи - на банки

По мнению юристов, для потребителей финансовых услуг споры с финансовыми организациями не упростятся.

- Ранее потребитель направлял свое требование в финансовую организацию, в случае несогласия с полученным ответом или при полном его отсутствии он мог обратиться в суд в пределах срока исковой давности, который составляет три года, - рассказала адвокат Московского центрального филиала Московской областной коллегии адвокатов (МОКА) Любовь Киселева. - За исполнением решения суда потребитель обращается в службу судебных приставов. Как изменится этот порядок после вступления в силу закона: потребитель обращается с требованием в финансовую организацию, в случае несогласия с ответом получает право на обращение к финомбудсмену в течение трех лет. Решение омбудсмена обязательно к исполнению, если же оно не исполнено, то потребитель обращается в службу судебных приставов. В случае несогласия с решением омбудсмена обратиться за судебным разрешением спора можно лишь в течение 30 дней после его получения.

Российские банки увеличат бюджеты на информационную безопасность

По словам адвоката, получается, что заявитель получил дополнительный промежуточный и обязательный орган на пути к разрешению спора с финансовыми организациями, да еще и с существенным сокращением срока для реализации этой возможности. "На должность финомбудсменов предлагается назначать судей в отставке. А почему бы не увеличить судейский корпус?" - предлагает Киселева.

Закон будет вступать в силу поэтапно - после страховщиков финомбудсмен получит возможность разбирать претензии к микрофинансовым организациям (с 1 января 2020 года). Для банков участие в системе станет обязательным с 2021 года. Тогда же к институту присоединятся кредитные потребительские кооперативы, ломбарды и негосударственные пенсионные фонды.

Финансы