Игорь Анатольевич, на презентации проекта "Поморский карбас" в "Российской газете" вы затронули тему арктического первенства поморов.
Игорь Орлов: Во все времена умение строить корабли было равнозначно владению высокими технологиями: для того чтобы "сшить" карбас, нужен высокий уровень знаний, которыми в совершенстве владели поморы. Благодаря их начинаниям мы сегодня перешли к суперсложным кораблям, ледостойким платформам, самоподъемным буровым установкам - и это уже сверхтехнологии, равноценные космическим.
Поморы веками искали идеальные конструктивные решения. Форма традиционного поморского судна наилучшим образом приспособлена к условиям сжимающихся льдов и сильных ветров: карбасы легко взбирались на гребень волны и по скорости опережали английские каравеллы, а вот "южные" корабли - с острыми профилями и глубокой осадкой - не были способны противостоять торосам, швартоваться у кромки льда.
Еще в допетровские времена мы стали законодателями хождения в северных морях, а позже подарили свои знания всему человечеству. Нигде в мире больше не строили такие суда: лодки с небольшой осадкой смело отправлялись в экспедиции на Новую Землю и Шпицберген, ходили на Мангазею, вдоль побережья Арктики открывали Сибирь.
Карбас не потерялся во времени, его форма и сегодня остается совершенной: не зря по обводам и другим конструктивным решениям современные ледоколы повторяют идею помор-ских судов. И то, что в Архангельске энтузиасты построили настоящий поморский карбас, испытали его морем - это здорово. Мы сегодня формируем новый бренд: поддерживаю инициативу установить поморский карбас на площадке международного форума "Арктика - территория диалога".
Валентин Пикуль писал: "Соломбала - старейшая верфь России, и жители ее не ведают почвы под своими ногами: дома стоят на многовековых отложениях щепок и опилок - отходов от строительства кораблей".
Игорь Орлов: Неслучайно именно на этой земле Петр построил по сути первый в России производ-ственно-логистический комплекс: поморы очень быстро осваивали и применяли на верфи мировой опыт. К примеру, на заводе "Красная кузница", наследнике первой российской судоверфи, и сегодня сохранились деревянные слипы, по которым спускали на воду первые корабли.
Изучать Арктику мы тоже начали именно отсюда: экспедиция Чичагова, организованная Ломоносовым, стала первым проектом с серьезным экономическим обоснованием и государственным финансированием. С Архангельском неразрывно связаны имена Русанова, Седова, Папанина. А теперь ежегодно мы отправляем на Север "плавучий университет": уникальный проект по совершен-ствованию знаний об Арктике и обучению студентов.
В наши дни Архангельская область стала центром атомного кораблестроения России, судоремонтные заводы Соломбалы наращивают объемы сервиса. Приоткроете завесу над будущим первой судоверфи?
Игорь Орлов: Это процессы реновации. Современный корабль может "жить" в одном корпусе сорок лет, но за это время совершенствуются его двигатели, энергосистемы, жизнеобеспечение. При этом скоро целый класс судов придется переводить на сжиженный природный газ - уже подписаны международные соглашения, касающиеся использования экологических видов топлива при заходе в акваторию порта. Сегодня обсуждаем с коллегами создание системы заправки газом и адаптацию к нему судовых двигателей: для Архангельска это может стать прорывом.
Обратил бы внимание и на незаменимые для Арктики амфибии. Ведь скорость принятия новых решений в судостроении будет только расти, в том числе - из-за потребностей Северного морского пути с его небольшими глубинами, быстро меняющимся фарватером, сложнейшими ледовыми условиями. Здесь опыт архангельских судостроителей незаменим!
В условиях перенасыщенных маршрутов на суше движение по морю и рекам продолжит увеличиваться, а предложение - расти. Поэтому еще в 2012 году мы создали кластер, концентрирующий новые технологии в сфере судостроения. Кстати, у нас есть важнейшее преимущество: все новые технологии мы сможем быстро и предметно опробовать здесь, у нас в Арктике.