Кандидат от Партии институциональной революции (PRI) Фернандо Пурон был убит выстрелом в голову в Пьедрасе Неграсе в штате Коауила на севере страны, где он занимал пост мэра. Это 48-й кандидат в депутаты и один из 136 мексиканских политиков, погибших с начала избирательного процесса. Для сравнения в ходе кампании по всеобщим выборам в 2012 году было убито 10 политиков. 43-летний Пурон покидал дебаты, на которых он публично обещал бороться с наркокартелями, когда неизвестный в кепке подошел к нему и на глазах многочисленных свидетелей убил известного политика.
В ночь с пятницы по субботу в штате Кинтана-Роо на востоке страны был застрелен местный журналист. Он стал шестым представителем масс-медиа, убитым в 2018 году в Мексике, которая стала одной из самых опасных стран для представителей СМИ. По данным экспертов, с 2000 года в этой стране от рук убийц погибло более 100 журналистов. Всего в прошлом году в Мексике было зарегистрировано 25 339 умышленных убийств.
Эти тревожные цифры, отмечают аналитики, отражают растущее проникновение организованной преступности во властные структуры на местном уровне. Преступники стремятся контролировать политические силы для сохранения или расширения своей территории и доступа к государственным ресурсам.
Местные чиновники теперь должны "подчиняться приказам убийц или лидеров наркокартелей", которые контролируют этот огромный нелегальный рынок, считает аналитик Карлос Угальде, бывший глава федерального избирательного органа. "Если они думают, что политик не будет работать на них, договариваться и подчиняться, тогда они просто убьют его", - сказал он корреспонденту французского агентства. Часто бывает трудно узнать причины, приводящие к убийству политика. Некоторые, как и Пурон, продемонстрировали свою готовность бороться с картелями и поплатились за это. Другие были убиты наркомафией за связь с конкурирующей преступной группировкой. "Мы должны спросить себя, сколько кандидатов было убито из-за того, что они содействуют организованной преступности, - сказал Угальде. - Это - главная проблема".
Политические убийства стали неотъемлемой частью общей волны насилия, которая затронуло всю Мексику в ХХI веке. Более 200 тысяч человек убиты в этой стране с 2006 года, когда правительство Фелипе Кальдерона, правившего с 2006 по 2012 год, прибегло к помощи армии, выведя ее на улицы, чтобы уничтожить картели. Но в этой войне власти проиграли наркомафии.
Стратегия тогдашнего руководства Мексики привела к переформатированию преступных группировки в более мелкие, более жестокие ячейки. "В стране появилось бесчисленное количество преступных ячеек, которые ведут борьбу за контроль над территориями и трафиком наркотиков", - признался директор центра Etellekt Рубен Салазар, который очень критично относится к стратегии, выбранной мексиканским правительством. Теперь эти группировки специализируются не только на незаконном обороте наркотиков, но также практикуют вымогательство, похищение людей, кражу и контрабанду топлива.
Количество преступлений растет по всей стране, как в туристических центрах класса люкс, таких как Лос-Кабос, и в наиболее неблагоприятных районах, как например, штат Герреро. Ежедневные видеокадры с мест совершения жестоких убийств стали частью повседневной жизни мексиканцев. И борьба с насилием была центральной темой избирательной кампании в этой стране с населением в 120 миллионов человек, из которых более 50 миллионов живут в бедности.
Для Сержио Агуайо, эксперта по вопросам безопасности, главной угрозой для мексиканской государственности является "сращивание чиновников и преступников". "Я не знаю другой страны в мире, где организованная преступность захватила бы столько власти, как в Мексике", - заключил эксперт.