09.07.2018 16:29
Рубрика: Экономика
Проект: В регионах

Путь к острову

Мост на Сахалин на 30 процентов уменьшит стоимость доставки материалов и удешевит жизнь в регионе
Строительство моста или тоннеля, который свяжет материковую Россию и Сахалин, может начаться уже в 2021 году. Сейчас ведутся изыскания. В декабре 2018 года выводы специалистов с обоснованием инвестиций представят правительству РФ, которое примет решение о будущем проекта. Какие перспективы откроет для островного региона строительство моста и в чем главное богатство области, на "Деловом завтраке" в "РГ" рассказал губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко.

Олег Николаевич, во время "прямой линии" президент дал надежду, что мост с островного региона до Хабаровского края - это важно. Паромной переправы уже недостаточно? Какие перспективы откроет новый путь?

Олег Кожемяко: Мост, конечно, дорогое удовольствие. Причем серьезные затраты планируются не столько по территории островного региона, сколько из Хабаровского края, где нужно будет пройти 500 километров пути непосредственно в районе БАМа. Он оживит эту магистраль.

Но появление транспортного перехода между материком и островом сегодня как никогда актуально. Паромная переправа Ванино - Холмск осуществляет и грузовые, и пассажирские перевозки уже почти 45 лет, но из-за сложных погодных условий частенько возникают перебои. Да и растущие потребности Сахалина ни паром, ни авиация уже не могут удовлетворить. Прежде всего мост позволит удешевить доставки на остров, ведь сегодня до 30 процентов доходит "прибавка" к стоимости ввозимых материалов и всех комплектующих. Новый транспортный коридор даст и удешевление стоимости жизни островитянам, и снизит стоимость потребительской корзины.

Этот инфраструктурный проект важен не только региону, но и всей России, так как решит глобальную задачу пространственного развития. Не стоит забывать, что Сахалин - это остров пяти незамерзающих портов, которые дают возможность России прорубить еще одно окно в Азиатско-Тихоокеанский регион. Поэтому мост позволит обеспечить доступ к незамерзающим, близко расположенным к странам АТР гаваням.

Такие гавани позволят заходить судам с большого азиатского континента и наладить прямые грузовые потоки от Сахалина в глубь России?

Олег Кожемяко: Конечно. Взять хотя бы ситуацию по приморским портам, или по Совгавани, одного из крупнейших наших портов на Тихом океане, которым все равно необходимо ледокольное сопровождение. Мост на Сахалин - это стратегический прорыв России на восток, окно в Азиатско-Тихоокеанский регион, в Южную и Северную Америку через Тихий океан, что само по себе интересно.

Туристы из разных стран смогут приезжать сначала на Сахалин, а дальше по мосту ехать путешествовать по России?

Олег Кожемяко: Уже сегодня можно взять машину, паромом ее переправить на материк, потом переехать самому. Но, согласитесь, гораздо комфортнее, не выходя из своего автомобиля, колесить по стране. И выехать из страны будет проще через Сахалин. Для этого достаточно переехать мост на машине или даже мотоцикле. Либо взять билет на поезд. Не нужно делать пересадки, искать лучший маршрут поездки, например, лететь через Владивосток. С запуском моста сразу увеличится турпоток, что крайне важно для острова.

Нефть и газ - это основа благополучия всей области. В сентябре должна пройти очередная конференция по нефти и газу Сахалина. В связи с ужесточением санкций вы не ожидаете выхода иностранных партнеров из шельфовых проектов?

Олег Кожемяко: К санкциям мы уже немного привыкли. А наши отношения с партнерами закреплены договорами, в том числе по СРП, и никаких в этом случае санкционных мероприятий не предусмотрено. Многие компании прочно обосновались в нашем регионе, работают на шельфе, рассматривают и новые месторождения. Компании связаны договорами, определенными взносами. Поэтому это уже бизнес. И он выгоден тем компаниям, которые у нас работают.

Сахалин еще и рыбой богат. Богатый улов ждете в этом году?

Олег Кожемяко: Сахалин ежегодно добывает более 700 тысяч тонн рыбы, это только промышленные квоты - в Беринговом и Охотском морях. В этом году хорошие прогнозы по скумбрии. Порадует и сардина - это сельдь иваси, которая вновь возвращается к нашим берегам. Поэтому сахалинские предприятия вовсю готовятся к богатым уловам, особенно те, которые расположены на Курильских островах. Строят комбинаты, закупают новые суда.

Что касается прибрежного рыболовства, то в последние два года ситуация омрачена очень низкими подходами. Хотя наука в этом году дает хороший прогноз. Надеемся, что рыба будет на Сахалине. Праздник рыбака у нас отмечают с началом путины - в конце июля. Уверен, на уху рыбы хватит.

Местные власти ежеквартально будут перечислять по пять тысяч рублей пенсионерам, отработавшим более 40 лет

Главное богатство региона - это люди, которые всю жизнь прожили на острове. У вас есть свои программы поддержки пенсионеров, жителей Сахалина и Курильских островов?

Олег Кожемяко: У нас около 200 различных мер социальной поддержки населения, которые рассчитаны и на молодежь, и на людей старшего возраста. В том числе и для пенсионеров. Первое, что мы сделали для льготных категорий граждан, - это бесплатный проезд по территории нашего региона. Из областного бюджета доплачиваем пенсионерам до прожиточного уровня. Ежеквартально будем перечислять по пять тысяч рублей пенсионерам, чей стаж работы на Севере 40 и более лет. Для людей преклонного возраста предусмотрено также гарантированное бесплатное зубопротезирование.

Полный отчет "Делового завтрака" читайте в ближайших номерах "Российской газеты"