Власти объясняют необходимость этой меры прежде всего многочисленными нарушениями качества продукции. Для маркировки компании должны получить лицензии или войти в реестр производителей алкоголя. "Скорее всего, на подготовку может уйти два года. Но это произойдет рано или поздно", - считает гендиректор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.
По его оценкам, алкогольный рынок России - это около 11 миллиардов литров напитков в год, 8 из которых - пиво. Получается, регулируется меньше трети рынка. "Понятно, что так продолжаться не может. Задача государства - получить единообразно регулируемый рынок, а также дополнительный доход. В случае введения системы маркировки, а это может стоить около 2 рублей за бутылку, дополнительный доход государства составит около 30 миллиардов рублей в год. Для потребителей это будет означать подорожание как раз на эти два, а в отдельных случаях и на четыре рубля за бутылку", - полагает Дробиз. Это пройдет для потребителя почти незаметно.
Однако, если не продумать хорошо введение новой системы, маркировка может негативно сказаться на экономике небольших пивоварен и снизить ассортимент.
"Примерно 90 процентов малых пивоварен, производящих довольно качественный продукт - крафтовое пиво, могут не выдержать расходов на установку оборудования по маркировке. Их долю займут крупные заводы, но это будет уже совсем не тот продукт, - предупреждает Дробиз. - Кроме того, пиво может уйти примерно из 100 тысяч небольших розничных точек в крупные магазины". И пока непонятно, как будет маркироваться разливное пиво, которое занимает примерно пятую часть "пивного" рынка.