11.07.2018 19:43
Экономика

Барометр платежной дисциплины фиксирует ее падение в отдельных отраслях

Барометр платежной дисциплины фиксирует ее падение в отдельных отраслях
Текст:  Алексей Морсин (руководитель направления "Мониторинг платежей", Группа "Интерфакс")
Российская газета - Федеральный выпуск: №149 (7612)
Российский бизнес продолжает улучшать расчеты с поставщиками, показывает оперативная статистика и данные мониторинга платежной дисциплины. Это один из важных признаков общего улучшения ситуации в экономике.
Читать на сайте RG.RU

В то же время в условиях сохраняющегося дефицита денег каждая третья компания озабочена проблемой неплатежей, а ситуация в отдельных отраслях (прежде всего в ЖКХ), скорее, становится хуже. Перспективы дальнейшего развития ситуации зависят как от макроэкономических процессов, так и от платежной дисциплины крупного бизнеса и государственных закупщиков.

По данным Росстата, в январе - марте этого года просроченная дебиторская задолженность находилась в диапазоне 6,0 - 6,2% от общего объема дебиторской задолженности. Это значительно лучше показателей аналогичного периода прошлого года (7,2-7,3%). Однако, несмотря на позитивные данные в разрезе "год к году", помесячная динамика дает повод для беспокойства. В феврале просроченная задолженность показала прирост на 4,5% к январю, в марте - еще 4,1%.

В платежной дисциплине бизнеса действительно есть некоторые улучшения, что заметно по снижению просроченной дебиторской задолженности, соглашается руководитель службы риск-менеджмента Национальной факторинговой компании (НФК) Юрий Ширяев. В то же время в некоторых сегментах фиксируется увеличение отсрочки. Например, в сегменте бытовой техники по ряду дебиторов она уже превышает 200 дней.

Острота проблемы неплатежей стала ниже, следует из отчета "Состояние российской экономики и деятельность компаний", который ежеквартально публикует Российский союз промышленников и предпринимателей. РСПП изучает, в том числе, мнение бизнеса о том, что оказало наиболее негативное влияние на деятельность компаний.

Ответ "Неплатежи со стороны контрагентов" на протяжении последних трех лет стабильно входит в тройку наиболее популярных. Однако, если в январе - марте прошлого года этот вариант ответа выбирали 39-49% респондентов, то в текущем году - 28-35%.

Общеэкономические факторы сейчас объективно способствуют нормализации платежной дисциплины, считает замгендиректора и руководитель направления реального сектора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников. При отсутствии дополнительных внешних шоков и сохранении благоприятной конъюнктуры мировых сырьевых рынков можно ожидать дальнейшего постепенного улучшения ситуации в этом году, считает он.

В целом по России с 90,7% до 89,4% сократилась в этом году доля компаний, рассчитывающихся с поставщиками в срок и с просрочкой до 30 дней

Согласно данным системы "СПАРК-Мониторинг платежей", с помощью которой можно анализировать ситуацию на основании реальных данных о своевременности оплаты клиентами счетов, выставленных в том числе ресурсоснабжающими организациями и крупными производственными и оптовыми компаниями, ситуация выглядит, однако, менее оптимистично. Система фиксирует удлинение средней задержки оплаты в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Так, в целом по России с 90,7% до 89,4% сократилась в этом году доля компаний, рассчитывающихся с поставщиками в срок и с просрочкой до 30 дней. А доля компаний, допускающих среднюю просрочку своим поставщикам свыше 90 дней, составила 6,3% против 5,4% годом ранее. В то же время эти показатели существенно лучше, чем было в период последней рецессии в российской экономике, тогда эти доли составляли 81,6% и 11,5% соответственно.

С одной стороны, негативные изменения в платежном поведении в большей степени коснулись крупного и среднего бизнеса. Так, в сегменте крупного бизнеса доля компаний, которые рассчитываются в срок и с просрочкой до 30 дней, снизилась на 1,3 процентных пункта - до 93,3%. Доля компаний, допускающих среднюю просрочку своим поставщикам свыше 90 дней, выросла с 2,6% до 3,5%. Эта тенденция опасна, так как крупный бизнес обычно транслирует "цепочку неплатежей" далее - в компании среднего и малого бизнеса.

С другой стороны, тянет вниз общую ситуацию с платежной дисциплиной и отсутствие позитивной динамки в расчетах в ЖКХ. Так, по данным Ассоциации "НП Совет рынка", задолженность розничных потребителей только за электроэнергию с начала года выросла почти на 15%, достигнув по состоянию на конец апреля 259,8 млрд рублей. Средняя просрочка компаний по платежам за электроэнергию, по данным "СПАРК-Мониторинг платежей", составляет в этом году 55 дней. Это значительно превосходит уровень 2016 года, когда она не превышала 40 дней.

Проблема неплатежей в сфере теплоэлектроэнергетики многофакторная, и, исходя из сложившейся ситуации, вряд ли стоит ожидать снижения уровня дебиторской задолженности в ближайшей перспективе, считает первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Майоров. В частности, говорит он, продолжается рост тарифной нагрузки на потребителей, который сказывается на малом и среднем бизнесе. Но есть и позитивная статистика: уровень оплаты в среднем по России составляет 94,6%, что в целом говорит о дисциплинированности большинства потребителей, говорит он.

В целом уровень платежной дисциплины сейчас стабилен и близок к прошлогоднему, говорит директор департамента по управлению кредитными рисками, убыткам и взысканию дебиторской задолженности Euler Hermes в России Славомир Бонк. С одной стороны, экономика восстанавливается, уменьшаются кассовые разрывы. Вместе с тем ограниченный потребительский спрос, затрудненный доступ к кредитным ресурсам и ряд других факторов могут повлиять на ухудшение уровня расчетов.

В зоне риска, считает он, в ближайшей перспективе будут находиться строительный сектор и сектор розничной торговли непродовольственными товарами, что связано с изменениями в структуре спроса и доходов конечных потребителей.

Экономика